Программа дополнительного образования Вокал

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
МБОУ ПГО «СОШ № 1»
Имени Героя Советского Союза
Н.В.Кологойды
Протокол № ___ от ________________

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом директора
МБОУ ПГО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В.Кологойды
_____________ Н.В.Григорьева
№___ от "___" _________ 20___г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.В. КОЛОГОЙДЫ

ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Вокал»
( для детей 11-13 лет, срок реализации – 1 год)

Автор: Бельтюкова Татьяна Сергеевна
МБОУ ПГО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды,
учитель музыки

г.Полевской, 2021г.

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Вокал» имеет
художественную направленность. Она способствует развитию творческих, вокальных
данных обучающихся, позволяет расширить собственные представления об окружающем
мире, мире музыки, сценической культуре. Позволяет практически применить знания при
организации и проведении школьных и городских мероприятий, праздников, концертов.
Актуальность
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим
голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,
испытывают тягу к творчеству.
Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в
практике медицинских, социальных и психологических служб.
Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им
колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше
напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях
творческого развития ребенка.
Дети, которые приходят в вокальные студии, кружки города отбираются по степени
одарённости. А в общеобразовательной школе мы рады каждому интонирующему
ребёнку, потому что каждый по-своему талантлив. Они стремятся научиться петь.
Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому
предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Принципиальной
установкой
программы
(занятий)
является
отсутствие
назидательности
и
прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Адресат. Программа дополнительного образования «Вокал» разработана для
обучающихся 11-13 лет (5-7 классы) разного уровня подготовки. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе составляет 10 человек. Всего в программе 1
группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием
детей после собеседования на свободные места. По данной программе имеют
возможность обучаться и дети с ОВЗ.
Возраст 11-13 лет принято относить к подростковому. Это время завершения детства
и начало длительного перехода к взрослости, которое характеризуется интенсивными
процессами психического, личностного, социального, физиологического созревания
человека. В подростковом возрасте происходит общий «скачок» развития
личности. Подростки обладают уже достаточно зрелым мышлением, способны
анализировать те или иные явления действительности, способны понимать их сложную
противоречивость. Они стремятся понять логику явлений, отказываясь что-либо
принимать на веру, требуют систему доказательств. Основной особенностью их
интеллектуальной деятельности является нарастающая с каждым годом способность к
абстрактному мышлению. Важной особенностью этого возраста является формирование
самостоятельного, творческого (дивергентного) мышления. Одним из направлений
развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки
привычных мыслительных стереотипов. Данное качество творческого мышления
называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не
связываемые обычно в жизни, образы предметов. Например, для передачи характера
музыкального произведения или какого-либо художественного образа они стараются
использовать весь имеющийся креативный потенциал. В творческой деятельности

выявляется удивительная живость воображения детей подросткового возраста. Участие в
творческих мероприятиях пробуждает у учащихся этого возраста позитивную деятельную
энергию. Подростки нередко проявляют собственную инициативу там, где прежде они
лишь следовали указаниям старших. Отличительная черта подросткового возраста –
внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя тенденция к
продуктивности. Это, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще начинает
обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно
заниматься рисованием и другими видами творчества, охотно участвуют в различных
видах
индивидуальной
и
коллективно-творческой
деятельности.
Излишняя
требовательность, критичность по отношению к подростку может повредить его
раскрытию в творчестве, общении, так как порождает неуверенность в нем, тревожность.
Учитывая особую ранимость подростка, взрослым следует осторожно высказывать
критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на
содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение
лица собеседника, его жесты. Любые конфликты пагубно сказываются на развитии
творческой личности.
Особенности голосового аппарата. При работе с вокалистами среднего школьного
возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается
необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.
Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется
предмутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у
мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки,
более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса
мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют
диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим
– до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три
регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание
головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается.
Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы
смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще
грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и
переходные звуки могут различаться на тон и больше.
Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше.
Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более
двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и
характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых
мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой
тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает
полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового
созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно
(наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и
ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного
периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей,
поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений
голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках
принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а
затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще

прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя
реагировать на все изменения в голосе.
Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 35 часов в год.
Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения
программы необходимо 35 часов в год.
Перечень форм обучения.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
- всей группой
- по подгруппам
- индивидуально
Перечень видов занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрируются поэтическими и
музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где обучающиеся осваивают музыкальную грамоту, разучивают
песни разнопланового характера: композиторов-классиков, современных композиторов,
народный репертуар.
Занятие-постановка, репетиция – отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности обучающихся.
Итоговое занятие – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов,
фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Занятия строятся по схеме:
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведением;
- анализ занятия;
- задание на дом.
В течение учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащие
представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также
принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной
деятельности на разных уровнях (школа, районные конкурсы, фестивали).
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
1. Наблюдение педагогом за деятельностью ребенка во время занятий, ведение
диагностической карты индивидуально на каждого ребенка с фиксацией его успехов и
затруднений.

2. Занятие контроля знаний: теретических знаний - тесты, викторины, рефераты,
проектно-исследовательская работа; практических навыков - практическое выполнение
упражнений, исполнение музыкальных произведений.
3. Смотр знаний, умений и навыков (художественные номера в концертах, мероприятиях,
праздниках школьного и городского уровней).
1.2. Цели и задачи программы.
Цель:
Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных
способностей детей, приобщение к сокровищнице российского и мирового вокальнопесенного искусства.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с различными песенными жанрами; обучить правильному
звуковедению и звукообразованию;
- расширить познания детей в области строения голосового аппарата;
- научить основам гигиены голоса.
2. Развивающие:
-способствовать
развитию
индивидуальности,
творческой
активности
и
импровизационных способностей обучающихся;
- развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего
мира;
- привить навыки сценического мастерства;
- развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и
индивидуальные тренинги.
3. Воспитательные:
- формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни
путем стимулирования творческой активности способствовать приобретению
положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и творческой
деятельности детей;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа
- сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со сверстниками и
взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке программных
мероприятий);
- воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.
4. Диагностические:
Используя практические вокальные упражнения:
- определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого
диапазона их творческих способностей;
- выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка.
- определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение,
дуэты, вокальные группы);
- сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать
творческие группы с учетом возрастных особенностей.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Введение – вводное занятие, включает знакомство с техникой безопасности на занятиях,
обсуждение плана работы на год, краткий экскурс в историю вокального искусства. Так
же вводное занятие может включать в себя диагностику стартовых способностей детей.
Распевание – обязательная процедура, предваряющая каждое занятие. Распевки
проводятся на каждом занятии и служат «подготовительной средой» для решения
педагогических задач. Распевки представляют собой набор специфических несложных

песен-игр, способствующих развитию навыков правильного интонирования, расширению
голосового диапазона, развитию музыкального слуха и т.д.
Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется данной теме. Элементы
методик служат своеобразной основой, фундаментом тех музыкальных уровней, по
которым мы идем. Вначале ребенок может не справляться с интонированием (петь
«нечисто»), но ненавязчивое применение методик развития музыкального слуха
постепенно дает свой результат.
Интонирование – неразрывно связано с развитием музыкального слуха и достигается за
счет специальных ассоциативных занятий, вокальных упражнений, изображения высоты
звука жестикуляцией, графически и т.д.
Работа
над
техникой
дыхания.
Данная
тема
содержит
теорию
нижнеребернодиафрагмального дыхания, дыхательные упражнения без, и со
звукоизвлечением, пение на опоре. Дыхание во время пения – это очень расслабленный
процесс. В дыхании участвуют мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Берем
дыхание до того, как исчерпан запас воздуха.
Развитие музыкальной памяти – достигается путем многочисленных игровых методик,
например, игра «Эхо» - повторение детьми услышанных музыкальных фраз. Эхо
отражается 3-4 раза всей группой детей или поочередно каждым. Таким образом, дети
запоминают мелодию. Постепенно музыкальные фразы становятся длиннее.
Звукоизвлечение. Ребята узнают о строении голосового аппарата, о работе голосовых
связок, о рекомендациях в случае заболевания голосовых связок, запретах во время пения
и т.д., овладевая техниками, учатся правильно петь, владеть голосом.
Адаптация в новом коллективе – воспитательная работа по развитию коммуникативных
навыков, направленных на взаимодействие со сверстниками и с новой средой.
Работа над песнями включает в себя знакомство с содержанием песни, ее настроением,
мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное
разучивание песен. Во время работы над песнями происходит закрепление приобретенных
умений и навыков. Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется
собственно обучение вокальному искусству, его практическое применение.
Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации
и других техник, создание творческой развивающей среды.
Музыкально-ритмические движения – это комплекс движений, способствующих
исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения,
умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и
ритмическому рисунку).
Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на
которых дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на
сцене во время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые
могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций.
Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях,
праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.
Язык жестов и пантомима – Во время работы над песней каждое слово должно быть не
только пропето, но и выражено с помощью жестов. Усложненный вариант – пантомима,
когда дети не поют песню, а только изображают ее жестами. За счет таких занятий
достигается эмоционально-окрашенное исполнение песен, глубокое понимание
содержания, внимательное изучение сюжета и построения песен.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
- знакомство с мелодией и словами песни;
- переписывание текста;
- ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни;

- регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
-проверка усвоения текста песни;
- работа по закреплению мелодической основы песни;
- постановка корпуса, головы;
- рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
- атака звука;
- закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
- проверка усвоения песни и мелодии в целом;
- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;
- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
- музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
- выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков
5. Работа с фонограммой:
- повторение ранее усвоенного материала;
- определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
- определение темпа, динамических и агогических оттенков;
- исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
- музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
- запоминание ритмической основы аккомпанемента;
- запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
- запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
- закрепление ранее усвоенного материала;
-воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
-технические параметры;
- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
- сценический мониторинг;
- малые технические навыки звуковой обработки;
- взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
Учебный (тематический) план
№ п/п
1

2

3

4

Название
раздела, темы
Введение,
знакомство
с
голосовым
аппаратом
Диагностика.
Прослушивание
детских голосов.
Знакомство
со
строением
голосового
аппарата.
Разучивание

Количество часов
Общее
Теория
1
0,7

Практика
0,3

Формы
аттестации/контроля

1

1

Анализ
прослушиваний

1

0,7

0,3

Тест

1

0,3

0,7

Анализ

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

нового
музыкального
материала.
Работа
над
техникой
дыхания. Учимся
петь на опоре.
Вокальнохоровые
упражнения
на
дикцию,
артикуляцию.
Использование
элементов
ритмики, работа
над сценической
культурой.
Работа
с
микрофоном.
Работа
над
чистым
интонированием
в одноголосном
исполнении.
Работа
над
музыкальным
материалом.
Работа
над
песнями
(фразировка,
динамика,
характер
произведения)
Развитие
музыкальной
памяти
(творческие
музыкальные
игры
и
упражнения).
Развитие
музыкальной
памяти
(творческие
музыкальные
игры
и
упражнения).
Работа
над
расширением
диапазона.
Работа
над

прослушивания

1

0,5

0,5

Наблюдение
за
техникой дыхания

1

0,3

0,7

Анализ выполнения
упражнений

1

0,3

0,7

Взаимонаблюдение за
практическими
упражнениями

1

0,5

0,5

1

0,3

0,7

Анализ
прослушиваний,
просмотров.
Прослушивание

2

1

1

Класс-концерт

1

0,3

0,7

Анализ выполнения
практических
упражнений

1

0,3

0,7

Анализ выполнения
практических
упражнений

1

Наблюдение
творческими
музыкальными
играми

1

1

0,3

0,7

Анализ
прослушивания

2

0,5

1,5

Анализ

за

16
17

18

19

20
21

22

23

24

25

26

27

28

29

мелодическим
слухом.
Пение a’cappella.
Выявление
индивидуальных
красок
голоса
(тембр).
Работа
над
разнообразным
ритмическим
рисунком.
Особенности
ритма
в
музыкальном
произведении.
Краски
музыки
голоса. Унисон.
Сольное пение.

прослушивания
2

0,3

1,7

1

0,3

0,7

1

0,5

0,5

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

1

Отработка
1
полученных
вокальных
навыков, работа
над строем в
произведении.
Работа
над 1
звуковедением.

1

Работа
над
художественным
образом в песне.
Вокално-хоровая
работапение
закрытым ртом.
Вокализ
в
музыкальном
произведении.
Работа
над
певческим
дыханием,
расширением
диапазона.
Цепное дыхание.
Упражнения для
раскрепощения
голосового
аппарата
(по
Емельянову)
Работа
над
фразировкой
и

1

1

0,3

1

1

0,3

1

1

1

0,3

0,7

Анализ
прослушивания
Анализ
прослушивания
Анализ выполнения
практических
упражнений

Анализ
прослушиваний
Анализ
концертноисполнительской
деятельности
Класс - концерт

Взаимоанализ
прослушанных
произведений
Просмотр
музыкальных клипов.

1

Анализ
прослушивания

0,7

Наблюдение
исполнением

1

Анализ
прослушивания

0,7

Анализ выполнения и
применения
практических
упражнений

1

Анализ
прослушивания

за

30

31

звуковедением.
Устойчивое
1
интонирование.
Движение
под
музыку.
Работа
над 1
дикцией
и
динамикой.

Работа
над 1
характером
в
музыкальном
произведении
ИТОГО
35
32

1

Класс - концерт

1

Анализ выполнения и
применения
практических
упражнений
Защита
проекта
«Любимая песня»

0,4

0,6

9

26

1.4. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы обучающиеся:
-овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной
динамики, нижнереберно-диафрагмального дыхания;
- будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;
- будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением
мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);
- будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
- будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками,
на уровне творческого взаимодействия;
- смогут различать несложные ритмические рисунки;
- будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в
интонировании;
- получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.
- научатся соединять элементарные движения с песней;
- научатся устанавливать творческие контакты со сверстниками;
- научатся работать с микрофоном.
По окончании первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.

В основу разработки программы «Вокальная студия «Планета детства» положены
технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Личностными результатами освоения программы по вокалу являются:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей,
форм и жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты освоения программы по вокалу подразумевают:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с
жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений,
различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками
в совместной творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности
учащихся:
—
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
—
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
—
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые
коррективы для достижения запланированных результатов;

—
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
—
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение
устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
—
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
—
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
—
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством
и художественному самообразованию.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
2.1. Условия реализации программы:
- материально- техническое обеспечение:
Классная комната (кабинет музыки), настенная доска, актовый зал, сцена, ноутбук,
проектор, гармонь, гитара, пианино, народные музыкальные инструменты, акустическая
система (колонки и усилитель), микрофоны, флешноситель с аудиозаписями песен,
видеозаписывающая аппаратура (телефон с видеокамерой или фотоаппарат с
видеокамерой).
- кадровое обеспечение:
Педагог – учитель музыки
- методические материалы:
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Разработки игр, викторин
Методики проведения упражнений
Компьютерные презентации к занятиям
Видеофильмы
Интернет-ресурсы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
1. Педагогическое наблюдение.
2. Прослушивание
3. Практические упражнения.
4. Творческие отчеты.
5. Класс-концерты.
6. Открытые занятия.
7. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об удовлетворенности занятиями и
достижениями.
8. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
9. Анализ навыков концертно-исполнительской деятельности.
10. Концертные номера.
11. Результаты участия в конкурсах, фестивалях, концертах разного уровня.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных
результатов. Основной формой контроля является педагогическое наблюдение наблюдение педагога в ходе занятий. Подготовка, участие в городских, районных
мероприятиях, конкурсах и фестивалях.
Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование
детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины,

выполнение творческих заданий, участие учащихся в различных концертах и
мероприятиях, а также
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях,
учащихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут
быть дипломы, грамоты.
3. Список литературы для педагогов и родителей
1. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения. - М.: Музыка, 2005.
2. Дубровская Е.А., Ступеньки музыкального развития от 5 до 6 лет. – Издательство
«Детство», 2006.
3.Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - М.: Музыка, 2005.
4.Емельянов В. Работа над голосом. Распевки. – Москва: Издательство «Всероссийское
хоровое общество», 2007.
5.Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: Полиграфмаркет, 2006.
7.Менабени А. Методы вокальной работы в школе. - М.: Музыка, 2008.
8.Струве Г. Методические работы с детским вокально-хоровым коллективом. – Москва:
Издательство «Просвещение», 2008.
9. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. - М.: Артакт, 2006.
10. Струве М.Г. Мы желаем вам добра. Методическое пособие. - М.: Артакт, 2008.
11. Огородников Д.Е., Система распевания гласных. - Москва: Издательство
«Музыка», 2009.
12. Фридкин Г., Практическое руководство по музыкальной грамоте. –
Издательство «Музыка», 2008.
13. Щетинин М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – Москва:
Издательство «Метафора», 2008.
14. Чибрикова Луговская А.Е. Ритмика. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
Список литературы для учащихся:
1.В. Киворков. Радуга детства. Москва 2006г.
2.Л.Абелян «Как рыжик научился петь» учебное пособие для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Москва «Советский композитор» 2008.
3.М.Н. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство
«Метафора», Москва 2008.
4.Н.А. Метлов– «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009.
5.Ю.Энтин
«Лучшие
песни
для
детей».
РИО
Москва
2010.
Дополнительную информацию по методике работы можно получить, используя
поисковые системы Интернет: http://ddtstep.ucoz.kz/
- Выработка вокально-интонационных навыков. http://ikliros.com/blog/uprazhneniya-dlyarazvitiya-pevcheskogo-dykhaniya.
- Упражнения для развития певческого дыхания. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/-gn14-05/1219 - Певческое звукообразованиеhttp://muzsmile.ru/?page_id=191-Учите детей
петь. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/02/programma-poestradnomu-vokalu - Социальная сеть работников образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».