Программа дополнительного образования Баскетбол

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Баскетбол» имеет
физкультурно-спортивную направленность. Она способствует обучению спортивной
командной игре «Баскетбол», способствует физическому развитию обучающихся,
прививает любавь к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
Актуальность.
Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и
тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных
тренировок. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на
создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе. При
обучении игре в баскетбол используются разнообразные действия с мячом, что
обеспечивает необходимую физическую нагрузку на группы мышц ребенка
удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки, увеличивают
подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка
готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими
руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего
организма. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней
обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег,
прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых
при противодействии партнеров по игре. Создаются благоприятные условия для
воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. В игре ребенок всегда имеет
возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.
Адресат. Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана для
обучающихся 12-16 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе составляет 16 человек. Всего в программе 1
группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием
детей после собеседования на свободные места.
Режим занятий. 2 часа в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 70 часов в год.
Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения
программы необходимо 70 часов в год.
Перечень форм обучения.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
- всей группой
- по подгруппам
- индивидуально
Методы и формы обучения. Перечень видов занятий.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в
режиме учебно-тренировочных по 1 часу в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и
отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил
игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется
применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы:
создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой
цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;
 соревновательный,
 круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные
повторения движений.
 Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
 в целом,
 по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и
физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
Система контроля за достижениями учащихся:
 Наблюдение;
 Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях,
фестивалях
различного уровня.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: обучение основам спортивной игры баскетбол.
Задачи программы:
1. Познакомить с правилами спортивной игры баскетбол.

2. Научить действовать баскетбольным мячом (ведение, передача, ловля,
забрасывание в корзину).
3. Развивать умение передвигаться по площадке с баскетбольным мячом, в
сочетании с ходьбой, бегом, прыжками, остановками и поворотами в
различных направлениях.
4. Развивать умение играть в команде.
5. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами
игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения
соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися па уроках
физкультуры;
2. Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,
закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические
качества ребенка
- Расширение спортивного кругозора детей.
3. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи,
воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению
спортивных мероприятий и праздников.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы
Краткая характеристика вида
спорта. Требования к технике
безопасности
Овладение техникой
передвижений, остановок,
поворотов и стоек

Освоение ловли и передач мяча

Освоение техники ведения мяча

История баскетбола. Основные правила игры в
баскетбол. Основные приёмы игры. Правила
техники безопасности
Стойки игрока. Перемещения в стойке
приставными шагами боком, лицом и спиной
вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из
освоенных элементов техники передвижений
(перемещения в стойке, остановка, поворот,
ускорение)
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и
одной рукой от плеча, двумя от головы на месте и в
движении без и сопротивлением защитника, (в
парах, тройках, квадрате, круге) на разные
расстояния.
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке
на месте, в движении по прямой, с изменением
направле-ния движения и скорости; ведение без и
сопротивле-нием защитника ведущей и неведущей
рукой.

Овладение техникой бросков
мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении
(после ведения, после ловли, в прыжке) с
пассивным противодействием.

Освоение индивидуальной
техники защиты
техника владения мячом и
развитие координационных
способностей
техника перемещений, владения
мячом и развитие
координационных способностей

Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча

Освоение тактики игры

Овладение игрой и комплексное
развитие психо-моторных
способностей
Формы контроля

Комбинация из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок
Комбинация из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом.
Тактика свободного нападения. Позиционное
нападение (5:0) без и с изменением позиций
игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1).
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и
выйди».
Игра по упрощённым правилам, игра по правилам
мини-б/б. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Практические тесты.

Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Темы занятий
Основы знаний
Передвижения и остановки
без мяча
Ведение мяча
Ловля и передача мяча
Броски мяча
Отбор мяча
Финты
Комбинации элементов
техники
Тактика игры
Подвижные игры и эстафеты
Физическая подготовка
Судейская практика

колво
часов

теория
в процессе занятий
в процессе занятий

практика
в процессе занятий

10
8
8
2
2

в процессе занятий
в процессе занятий
в процессе занятий
в процессе занятий
в процессе занятий

10
8
8
2
2
в процессе занятий

20

в процессе занятий

20

в процессе занятий

20
в процессе занятий
20
в процессе занятий

1.4. Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Баскетбол»
Личностные результаты
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к
здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий баскетболом:
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени,
на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным
долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть
собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом
и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и
поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение,
своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую
стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и
решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга,
правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого
человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и
план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается
на его моральные качества.
Метапредметные результаты
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой
товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в
оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты
Выпускник научится:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и
правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол
2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
2.1. Условия реализации программы:
Средства обучения
- Мяч баскетбольный - требуется 10 штук на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Баскетбольный щит с кольцом - требуется 2 штуки на группу, используется 100%
времени реализации программы.

- материально- техническое обеспечение:
-Спортивный зал
-Спортивная площадка
- кадровое обеспечение:
Педагог – учитель физкультуры
- методические материалы:
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Компьютерные презентации к занятиям
Видеофильмы
Интернет-ресурсы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
 Наблюдение;
 Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях,
различного уровня.

фестивалях

Оценочные материалы
№

Тесты

1

Ведение мяча с обводкой стоек
(через 3 м). Отрезок 15 м. туда и
обратно

2

Челночный бег 3х10м с ведением
мяча (сек).

3

Штрафной
бросков).

4

Бросок в кольцо после ведения
мяча (из 10 попыток).

5

Броски мяча в стенку с 3 м. и
ловля после отскока за 30 сек
(количество раз).

бросок

(из

10

высокий
М
Д
10
11
8,8
9,8
8,5
9,5
8,4
9,4
8,6
9,0
8,3
8,6
8,1
8,5
8,0
8,4
5
5
5
5
6
6
6
6
5
5
6
6
7
7
8
8
19
18
20
19
21
20
22
20

результат
средний
М
Д
10,5 11,5
9,0
10
8,8
9,7
8,7
9,6
8,9
9,2
8,5
8,8
8,4
8,7
8,3
8,6
4
4
4
4
5
5
5
5
4
4
5
5
6
6
7
7
18
17
19
18
19
18
20
19

низкий
М
Д
11
12
9,3
10,3
9,0
10
9,0
10
9,2
9,4
8,8
9,0
8,7
9,0
8,6
9,0
3
3
3
3
4
4
4
4
3
3
4
4
5
5
6
6
17
16
18
17
18
17
19
19

Критерии результативности
5. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
6. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
7. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
8. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.

3. Список литературы.
3.1.Список литературы для педагогов:
1.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004
2.Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997
3.Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов - М., ФиС, 1967, 1972.
4.Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004
5.Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000
6.Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений - М., ФиС, 1973
7.Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов- М., ФиС, 1967.
8.Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И., Физическая подготовка юных баскетболистов Минск, 1970.
9.Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения - М., ФиС, 1999.
10.Линдеберг Ф. Баскетбол - игра и обучение - М., ФиС, 1971, 1972.
11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара.
2002
12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста - М., ФиС, 1981, 1985
3.2.Список литературы для обучающихся и родителей:
1.Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002
2.Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. ACT. 2007
3.Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. ACT. 2006
4.Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004
5.Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002
6.Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999
7.Леонов А.Д. Малый А. А. Баскетбол - книга для учащихся - Киев, Радянська школа, 1989


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».