Программа дополнительного образования Ритм

Пояснительная записка

Направленность. Программа дополнительного образования «Ритм» имеет художественную
направленность. Она способствует физическому и эстетическому развитию обучающихся,
позволяет расширить собственные представления о строении своего тела, прививает стремление
к выражению своих чувств и эмоций через танец и ведению здорового образа жизни.
Актуальность.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического
воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир
ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его –
формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития
личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного
поведения ребенка.
Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход
от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает
их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих
способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей
методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как
художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет
педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это
музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид
искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью
выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере
отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное
воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела».
Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в
других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое
воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия,
которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер
всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу
присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетноролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского
творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную
для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности,
оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря
сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную
деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца,
приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием
общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная
память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать
прекрасное.

4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с
характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце,
вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать
коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседы, праздники.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен
результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это
необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время
исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со
слуховыми впечатлениями.
Приоритетные направления работы:
- Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;
- изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;
- знакомство с направлениями современного танца;
- постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо
учитывать некоторые особенности:
• возрастные особенности воспитанников;
• личные интересы и приоритеты воспитанников;
• потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
• качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
• происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:

• здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно
относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
• информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую
информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями
педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами
принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
• деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через
личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением;
• проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой
лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую
импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
• игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и
фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
• технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его
возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности,
воспитании человека высокой культуры.
Регулярность занятий 1 час в неделю, 35 часов в год.
Содержание программы
Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков (6 часов)
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Постановка задач на новый учебный год.
Знакомство с основными элементами различных танцев
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного
танца.
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.
Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя.
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя.
Прогон танца
Современный танец (4 часа)
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери
Изучение основных элементов вальса
Отработка основных движений. Акробатика в современном танце
Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца.
Отработка всего танца
Составляющие характера танца (6 часов)
Танцевальная импровизация.
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д.
Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл»…

Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям.
Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев
Движения в соответствии с характером музыки (3 часа)
Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой
положения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений
«Вальс», классика.
Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и
ритмичности движений.
Понятие пространственных перестроений ( 5 часов)
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко
Дню защитников Отечества.
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем
лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности
мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу .
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца.
Чтобы танец был красивым (11 часов)
Подготовка танца к празднику 8 Марта. Отработка элементов
Отработка элементов. Отработка движений, связок
Отработка всего танца. Подготовка танца к празднику 9 Мая
Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка
современного танца «Танец со свечами». Отработка элементов
Отработка движений, связок
Разучивание танца к последнему звонку
Отработка движений
Отработка движений
Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и
гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились
свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации,
воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие
решения.

3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают
удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать
разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут
общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой
деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
Календарно - тематический план

№

Тема занятия

Подготовка к занятиям. Повторение основных
танцевальных навыков
1

Проведение инструктажа по технике безопасности.

Количество
часов

Форма занятия
теория

практика

6

1,5

4,5

1

1

0,5

Постановка задач на новый учебный год.
2

Знакомство с основными элементами различных
танцев

1

3

Отработка движений. Просмотр видеофильмов или
концертов детских ансамблей современного танца.

1

1

4

Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.

1

1

5

Разминка. Упражнение классического дренажа.
Подготовка ко Дню учителя.

1

1

6

Ритмический тренаж: музыкальные
пространственные упражнения. Подготовка ко Дню
учителя. Прогон танца

1

1

Современный танец

4

Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню
матери

1

1

1

7

0,5

0,5

3,5

Изучение основных элементов вальса
8

Отработка основных движений. Акробатика в
современном танце

1

9

Отработка связок. Просмотр видеофильмов или
концертов детских ансамблей современного танца.

1

10

Отработка всего танца

1

1

Составляющие характера танца

6

6

11

Танцевальная импровизация.

1

1

12

Составляющие характера танца: мимика, жесты,
танцевальные акценты и т.д.

1

1

13

Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание

1

1

0,5

0,5

движений к танцу «Мюзикл»…
14

Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл».
Подготовка к новогодним мероприятиям.

1

1

15

Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.

1

1

16

Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех
танцев

1

1

Движения в соответствии с характером музыки

3

3

17

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с
воротцами, движение хороводным шагом со сменой
положения рук, не останавливая
движений.Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки

1

1

18

Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу».
Прослушивание музыкальных произведений
«Вальс», классика.

1

1

19

Портретная гимнастика. Повторение танцев.
Синхронность движений. Отработка четкости и
ритмичности движений.

1

1

Понятие пространственных перестроений

5

5

20

Понятие пространственных перестроений: линия,
колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню
защитников Отечества.

1

1

21

Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й
позиции (изучение сначала спиной к стене, затем
лицом к опоре). Разучивание движений к танцу.
Подготовка ко Дню защитников Отечества.

1

1

22

Партерный экзерсис: упр. на натяжение и
расслабление мышц тела, для улучшения
эластичности мышц плеча и предплечья, развитие
подвижности локтевого сустава. Разучивание
движений к танцу.

1

1

23

Соединение выученных движений в одну картинку
стилизованного танца.

1

1

24

Соединение выученных движений в одну картинку
стилизованного танца.

1

1

Чтобы танец был красивым

11

11

Подготовка танца к празднику 8 Марта

1

1

25

Отработка элементов
26

Отработка элементов

1

1

27

Отработка движений, связок

1

1

28

Отработка всего танца

1

1

29

Подготовка танца к празднику 9 Мая

1

1

Классический тренаж. Разучивание отдельных
элементов, движений. Соединение и постановка
современного танца «Танец со свечами»
30

Отработка элементов

1

1

31

Отработка движений, связок

1

1

32

Разучивание танца к последнему звонку

1

1

33

Отработка движений

1

1

34

Отработка движений

1

1

35

Обсуждение выступлений на концертах. Игры с
детьми.

1

1

ИТОГО

35

Используемая литература:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и
младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
2. Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003.
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей:
Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детствопресс»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».