Пояснительная записка Направленность. Программа дополнительного образования «Ритм» имеет художественную направленность. Она способствует физическому и эстетическому развитию обучающихся, позволяет расширить собственные представления о строении своего тела, прививает стремление к выражению своих чувств и эмоций через танец и ведению здорового образа жизни. Актуальность. Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетноролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры. Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры. Задачи программы: 1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память. 2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода. 3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное. 4. Привить любовь к танцевальному искусству. 5. Развивать воображение и фантазию в танце. 6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки. 7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене. 8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.). 9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры. Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседы, праздники. Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности. Методы: · игровой; · демонстрационный (метод показа); · метод творческого взаимодействия; · метод наблюдения и подражания; · метод упражнений; · метод внутреннего слушания. Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями. Приоритетные направления работы: - Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой; - изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев; - знакомство с направлениями современного танца; - постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях. Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности: • возрастные особенности воспитанников; • личные интересы и приоритеты воспитанников; • потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно; • качество подготовки к моменту начала изучения предмета; • происходящие в мире перемены. Педагог в своей деятельности использует следующие технологии: • здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни; • информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата; • деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением; • проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива; • игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе; • технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры. Регулярность занятий 1 час в неделю, 35 часов в год. Содержание программы Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков (6 часов) Проведение инструктажа по технике безопасности. Постановка задач на новый учебный год. Знакомство с основными элементами различных танцев Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя. Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танца Современный танец (4 часа) Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери Изучение основных элементов вальса Отработка основных движений. Акробатика в современном танце Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. Отработка всего танца Составляющие характера танца (6 часов) Танцевальная импровизация. Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл»… Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям. Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино. Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев Движения в соответствии с характером музыки (3 часа) Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика. Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Понятие пространственных перестроений ( 5 часов) Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу . Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. Чтобы танец был красивым (11 часов) Подготовка танца к празднику 8 Марта. Отработка элементов Отработка элементов. Отработка движений, связок Отработка всего танца. Подготовка танца к празднику 9 Мая Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами». Отработка элементов Отработка движений, связок Разучивание танца к последнему звонку Отработка движений Отработка движений Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости. 2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения. 3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре. В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе. Календарно - тематический план № Тема занятия Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков 1 Проведение инструктажа по технике безопасности. Количество часов Форма занятия теория практика 6 1,5 4,5 1 1 0,5 Постановка задач на новый учебный год. 2 Знакомство с основными элементами различных танцев 1 3 Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 1 1 4 Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя. 1 1 5 Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя. 1 1 6 Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танца 1 1 Современный танец 4 Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери 1 1 1 7 0,5 0,5 3,5 Изучение основных элементов вальса 8 Отработка основных движений. Акробатика в современном танце 1 9 Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. 1 10 Отработка всего танца 1 1 Составляющие характера танца 6 6 11 Танцевальная импровизация. 1 1 12 Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. 1 1 13 Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание 1 1 0,5 0,5 движений к танцу «Мюзикл»… 14 Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям. 1 1 15 Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино. 1 1 16 Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев 1 1 Движения в соответствии с характером музыки 3 3 17 Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со сменой положения рук, не останавливая движений.Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки 1 1 18 Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», классика. 1 1 19 Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 1 Понятие пространственных перестроений 5 5 20 Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 1 21 Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 1 22 Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к танцу. 1 1 23 Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. 1 1 24 Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. 1 1 Чтобы танец был красивым 11 11 Подготовка танца к празднику 8 Марта 1 1 25 Отработка элементов 26 Отработка элементов 1 1 27 Отработка движений, связок 1 1 28 Отработка всего танца 1 1 29 Подготовка танца к празднику 9 Мая 1 1 Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами» 30 Отработка элементов 1 1 31 Отработка движений, связок 1 1 32 Разучивание танца к последнему звонку 1 1 33 Отработка движений 1 1 34 Отработка движений 1 1 35 Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми. 1 1 ИТОГО 35 Используемая литература: 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000 2. Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. 3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.: «Детствопресс»