Программа дополнительного образования Юный художник

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Юный художник» имеет
художественную направленность. Она способствует развитию
интереса к
изобразительному искусству, развитию сюжетного рисования различными техниками
изображения. Позволяет расширить собственные представления об окружающем мире и
изобразительном искусстве, позволяет творчески применить знания и умения при
практическом рисовании.
Актуальность.
Актуальность программы «Юный художник» заключается в том, что программа
открывает ребенку широкое поле деятельности, раскрывает перед ним огромный и
увлекательный мир творчества и направлена на овладение учащимся основ
изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Программа объединяет
несколько видов деятельности – основы изобразительной грамоты и рисования, лепка и
роспись глиняной игрушки , прикладное творчество и беседа об искусстве.
Адресат. Программа дополнительного образования «Юный художник» разработана для
обучающихся 6-8 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе составляет 14 человек. Всего в программе 2
группы. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием
детей после собеседования на свободные места.
Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития и одаренности
детей. Взаимоотношения педагога и учащихся основаны на
взаимопонимании,
демократических принципах. Организационная форма работы предусматривает работу в
классе, на природе, проведение экскурсий в музеи.
Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 35 часов в год.
Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения
программы необходимо 35 часов в год.
Перечень форм обучения.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
- всей группой
- по подгруппам
- индивидуально
Перечень видов занятий.
Занятия проходят в трех формах: индивидуальная, групповая и коллективная.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов,

мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы
используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное
положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое
значение в воспитательной деятельности.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую
часть педагог планирует с учетом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведения занятий,
интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения. Во время каникул
образовательная деятельность может видоизменяться (посещение музеев, выставок,
проведение совместных с родителями мастер классов и т.п.).
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по подгруппам и индивидуально.
Примерный алгоритм ведения занятий:
В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
Этап – организационный. Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание
психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
Этап – проверочный. Задача: устранение пробелов в знаниях.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
Этап – подготовительный. Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели
занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной
деятельности
Этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка
понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с
новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; выполнение
тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по
образцу и т.д.
Этап – контрольный. Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений,
их коррекция.
Этап – итоговый. Задача дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить
перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу
на занятии, самооценка детьми своей работы, информация о домашнем задании,
определение перспективы следующих занятий. Таким образом, каждый этап занятия
отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными
задачами.
Во время проведения занятий могут быть использованные различные виды парной,
групповой и индивидуальной работы.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
Вводный контроль: - собеседование, тестирование на выявление уровня мотивации к
изобразительному искусству;
Промежуточный контроль:
- фронтальная индивидуальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;
- просмотр учебно-творческих работ;
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного
уровня: внутри ОУ, окружных, областных, всероссийских.

Итоговый контроль:
- проводится по сумме показателей за все время обучения в творческом объединении.
Формами подведения итогов является участие детских работ в выставках различного
уровня и стабильностью посещения детьми учебных занятий. По итогам полугодия и в
конце года проводится мониторинг результатов обучения каждого обучающегося и
группы детей в целом. Мониторинг проводится по четырём критериям:
1. Достижения учащихся (награды, победы в конкурсах).
2. Участие в выставках (количество обучающихся).
3. Эмоционально-художественная настроенность воспитанников (наблюдение педагога).
4. Творческая активность (показатель наличия работ, выполненных воспитанником
самостоятельно).
Результатом является работы обучающихся, которые применяются в оформлении
кабинета, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях
художественные работы используются как подарки для родителей. Лучшие работы
обучающихся принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: привитие интереса к изобразительному искусству, развитие сюжетного рисования
различными техниками изображения.
Задачи:
а) образовательные:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением,
выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности
учащихся.
- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с
особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,
б) развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия,
художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления,
эстетического вкуса и понимание прекрасного,
в) воспитательные:
- воспитание интереса и любви к искусству,
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе помогут задания, содержащие в
программе.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения.
Основные цвета.
Смешение цветов.
Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Учебный (тематический) план

№

Темы

Кол-во

Теория

Практика

30

часов
Модуль 1. Радужный мир

35

5

1

Вводное занятие. Условия безопасной работы.

1

1

2

Основы художественной грамоты.

30

4

3

Выставки, экскурсии, рисование на воздухе.

4

26
4

Конкурсы, фестивали.

Основные виды учебной деятельности
изображение на плоскости и объеме (с натуры, по памяти, по представлению)
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной
работы прослушивания музыкальных и литературных произведений (народных,
классических, современных)
Способы определения результативности реализации программы
Результатом является работы обучающихся, которые применяются в оформлении
кабинета, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполнены на занятиях художественные
работы используются как подарки для родителей. Лучшие работы обучающихся
принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.
Календарно - тематическое планирование программы
Месяц

Темы

Сентябрь

Вводное занятие. Условия
безопасной работы.

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Апрель
Май
Итого:

Основы художественной
грамоты.

Выставки, экскурсии, рисование
на воздухе.
Конкурсы, фестивали.
Выставки, экскурсии, рисование
на воздухе.
Конкурсы, фестивали.

Количество
часов
1

Теория

Практика

4
4
4
5
3
3
4
1
3

1
2

3
2
4
5
3
3
4
1
3

3

1

2

35

5

30

1

1.4. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Воспитательные результаты дополнительной образовательной программы «Юный
художник»:
Первый уровень результатов: приобретение обучающимися социальных знаний о
ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных
ситуациях.
Второй уровень результатов: получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа,
мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов: получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия (умение представить собственные проекты, творческие работы).
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате
занятий:
- толерантность;
- познавательная, творческая, общественная активность;

- самостоятельность (в том числе в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действовать в нестандартных ситуациях.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
2.1. Условия реализации программы:
- материально- техническое обеспечение:
Классная комната (кабинет ИЗО и технологии), настенная доска, ноутбук, проектор,
столы, стулья.

Средства обучения
- Кисть для живописи - требуется 15 штук на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Краски (акварель) - требуется 15 единиц на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Краски (гуашь) - требуется 15 единиц на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Бумага А4 альбомная - требуется 15 листов формата А4 на группу, используется 100%
времени реализации программы;
- Картон (белый) - требуется 15 наборов на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Восковые мелки - требуется 15 наборов на группу, используется 100% времени
реализации программы.
- кадровое обеспечение:
Педагог – учитель ИЗО и технологии
- методические материалы:
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Методики рисований
Компьютерные презентации к занятиям
Видеофильмы
Интернет-ресурсы
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы учета знаний, умений
На начальном этапе обучения закладывается интерес к изобразительному искусству,
поэтому достижения обучающихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в словесной форме (конкурсы, выставки),
посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая
в конце каждого раздела в виде педагогического наблюдения; выставки работ или
презентации проекта.
Способы определения результативности реализации программы
Результатом является работы обучающихся, которые применяются в оформлении
кабинета, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях
художественные работы используются как подарки для родителей. Лучшие работы
обучающихся принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.

3. Список литературы.
Список литературы для педагога
1. Абрамова М.И. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному
искусству. – М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. – М.: ТЦ
Сфера, 2006.
3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. – М.:
ВЛАДОС, 2002.
4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2004.
5. Семлюшин И.Ю. Учимся рисовать. – М.: АГАТА, 2008.
6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе. – М.: Академия, 1999.
7. Шалаева Г.П. Учимся рисовать. – М.: Эксмо, 2005.
Список литературы для обучающихся
1. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2004.
2. Семлюшин И.Ю. Учимся рисовать. – М.: АГАТА, 2008.
3. Шалаева Г.П. Учимся рисовать. – М.: Эксмо, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы, интернет ресурсы
http://1сентября.рф/
http://art.ioso.ru/index.php


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».