МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель
методсовета
Директор ОО
________________________
________________________
О.М. Семенова
№ 1 от 28.082023 г.
Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Введение в информатику»
для обучающихся 5-6 классов
г. Полевской 2023
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
5 класс
Цифровая грамотность.
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами,
мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее
по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных
компьютеров и мобильных устройств. Процессор Оперативная и
долговременная память Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты.
Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение
(операционные системы). Запуск и завершение работы программы
(приложения). Имя файла (папки, каталога).
Сеть Интернет Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на
веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам
и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации.
Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с
помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через
географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли
для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики.
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации
человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное
зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации. Данные —
записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования.
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного
или текстового программирования.
Информационные технологии.
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт Типы шрифтов
(рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание
изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на
слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги) Путь к
файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с
файлами и каталогами средствами операционной системы: создание,
копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок
(каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных
систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы.
Получение, хранение, обработка и
передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций)
фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого
алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица
количества информации — двоичный разряд. Байт, кило - байт, мегабайт,
гигабайт.
Характерные размеры файлов различных типов (страница
текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип,
полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем
(например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных
алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора или других программ (приложений)
Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью
списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы
Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию; понимание значения информатики как науки в
жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при
выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню
развития науки и общественной практики; интерес к обучению и
познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанных на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических
проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия.
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером
и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о
правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найден- ной информации,
осознавая опасность для личности и общества распространения
вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;
составлять программы для управления исполнителем в среде блочного
или текстового программирования с использованием последовательного
выполнения операций и циклов;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую
проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов
и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать
инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и
графическую информацию
6 класс
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы:
записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или
папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графического интерфейса: создавать, ко- пировать,
перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от
вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в
операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых фай- лов и
видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде
текстового программирования, в том числе с использованием циклов и
вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
создавать простые векторные рисунки и использовать их для
иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с
элементами анимации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ»
5 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Тема
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Количество
часов
Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема
1
Компьютер
—
универсальное
https://lbz.ru/metodist/authors/in
вычислительное устройство, работающее по
2
formatika/3/eor5.php
программе
Тема 2 Программы для компьютеров
https://lbz.ru/metodist/authors/i
3
nformatika/3/eor5.php
Файлы и папки
Тема 3 Сеть Интернет Правила безопасного
https://lbz.ru/metodist/authors/i
2
nformatika/3/eor5.php
поведения в Интернете
Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)
Тема 4 Информация в жизни человека
https://lbz.ru/metodist/authors/i
3
nformatika/3/eor5.php
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов)
Тема 5 Алгоритмы и исполнители
2
https://lbz.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/eor5.php
Тема 6 Работа в среде программирования
8
Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Тема 7 Графический редактор
3
Тема 8 Текстовый редактор
6
Тема 9 Компьютерная презентация
3
Резервное время — 2 часа
https://lbz.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/eor5.php
https://lbz.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/eor5.php
https://lbz.ru/metodist/authors/i
nformatika/3/eor5.php
6 класс (34 часа)
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время
Тема
Тема 1 Компьютер
Количество
часов
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
https://lbz.ru/metodist/authors/in
1
Тема 2 Файловая система
2
Тема 3 Защита от вредоносных программ
1
formatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
https://lbz.ru/metodist/a
Тема 4 Информация и информационные процессы
2
Тема 5 Двоичный код
2
Тема 6 Единицы измерения информации
2
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов)
https://lbz.ru/metodist/a
Тема 7 Основные алгоритмические конструкции
8
Тема 8 Вспомогательные алгоритмы
4
Тема 9 Векторная графика
3
Тема 10 Текстовый процессор
4
Тема 11 Создание интерактивных компьютерных
презентаций
Резервное время — 2 часа
3
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php
https://lbz.ru/metodist/a
uthors/informatika/3/eor6.php