Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методсовета

Директор ОО

________________________

________________________

О.М. Семенова
№ 1 от 28.08.2023 г.

Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для 5 класса

г. Полевской
2023

Содержание курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
5 класс
Раздел
предмета

Основное содержание.
Основные понятия и компетенции

«Введение в
предмет»

Финансовая грамотность, финансовое поведение.
Осознание необходимости развития собственной финансовой
грамотности для участия в повседневном принятии
финансовых решений в своей семье.

«Деньги»

Бартерный (товарный) обмен, его проблемы. Деньги. История
появления денег. Обмен. Виды денег: товарные,
символические. Преимущества и недостатки разных видов
денег. Купюры. Наличные и безналичные деньги.
Пластиковые карты. Обесценивание бумажных денег.
Драгоценные металлы. Монеты. Гознак. Центральный банк.
Банки. Фальшивые деньги.

«Доходы
семьи»

Доходы семьи. Источники доходов семьи. Понятие заработной
платы. Виды заработной платы. Причины различий в зарплате.
Связь заработной платы от образования, квалификации.
Доходы от владения собственностью. Социальные выплаты,
их виды.
Доход от банковских вкладов.

«Расходы
семьи»

Виды расходов семьи. Потребительская корзина.
Обязательные, желательные и лишние расходы.
Коммунальные услуги и способы их оплаты. Покупки, их
необходимость. Предметы первой необходимости. Товары
текущего потребления. Товары длительного пользования.
Способы сокращения расходов и возможность накопления
денежных средств.

«Семейный
бюджет»

Понятие «семейного бюджета». Виды семейного бюджета.
Составление (планирование) семейного бюджета. Сбережения.
Хранение сбережений и их преумножение. Банковские вклады
(первичное понятие). Дефицит бюджета. Долги. Условия
одалживания и занимания денег. Кредиты: потребительский и
банковский (первичное понятие).

2

«Налоги»

Понятие налога - обязательного платежа, собираемого
государством. Налоговая федеральная служба.
Виды налогов. Налоговые льготы.

«Социальные
пособия»

Социальные пособия. Виды социальных пособий: больничный
лист, стипендия, пенсия, пособие по безработице и др.
Категория людей, получающая социальные выплаты.

«Банковские
услуги»

Банки и их функция. Банковские услуги. Виды вкладов
(депозиты), их условия. Процентные ставки. Страхование
вкладов. Кредиты (первичное понятие).

«Собственный
бизнес»

Бизнес. Организация бизнеса. Сравнение работы по найму и
собственным бизнесом. Разработка бизнес-плана. Стартовый
капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Предпринимательство в семейной экономике.
Бизнес и подросток: условия и возможности
предпринимательской деятельности.

«Валюта в
современном
мире»

Валюта — денежная единица страны. Валюта разных стран.
Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Планируемые результаты изучения
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»

Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
 осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
 проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое
поведение,
планирование
собственного
бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
 умение сотрудничать со взрослыми, участвовать в решении вопроса, каким
должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных
ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного
взаимопонимания;
 понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения предмета «Финансовая
грамотность»:

3

Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа простой
финансовой информации, содержащейся на специализированных интернетсайтах, в газетах и журналах;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы,
графика, диаграммы;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных доходов и расходов, анализ информации о средней заработной плате в
регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары
и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах
для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
• умение производить расчёты на условных примерах, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая
грамотность, финансовое поведение, простая финансовая информация, учебный
проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических
отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых образовательных результатов по финансовой грамотности;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка и самооценка выполнения действий по
изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов, формировать портфолио по
финансовой грамотности;
•
умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса внеурочной

4

деятельности «Финансовая грамотность»:
5 класс
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, деньги, товар,
услуга, семейный бюджет, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды
вкладов, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её
осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение умений в решении типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование курса внеурочной
деятельности «Финансовая грамотность»
5 класс

Тема

Количество
часов

Раздел 1. Введение в предмет (1 час)

Тема 1. Финансовая грамотность и для
чего она нужна.

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://edu.pacc.r
u

1
https://хочумогузнаю.р
ф/

Раздел 2. Деньги (3 часа)

Тема 2.Что такое деньги и как они
1
появились.
Тема 3. История российских денег.
Современные деньги в России. Роль денег
в нашей жизни.
Тема 4. Купюры и пластиковые карты.
1
Драгоценные металлы и монеты. Гознак.
Центральный банк РФ и его функция.
Раздел 3. Валюта в современном мире (1 час)
Тема 5. Понятие валюты и валютного
1
курса.Валютный вклад
https://vashifinanc
y.ru/books/

Раздел 4. Доходы семьи (7 часов)

Тема 6. Семейный бюджет. Источники
доходов семьи.
Тема 7. Заработанная плата. Связь

1
1
5

заработанной
платы от образования и квалификации.
Тема 8. Виды социальных выплат.
Тема 9. Доходы семьи от владения
собственностью.
Тема 10. Банковские вклады, их виды и
доход от них.
Тема 11. Доходы школьника.
Тема 12. Семейный бюджет. Источники
доходов семьи.
Раздел 5. Расходысемьи (9 часов)
Тема 13. Потребности семьи. Пирамида
потребностей.
Тема 14. Виды расходов семьи.
Обязательные расходы
семьи.
Тема 15. Расходы на питание. Правила
экономного, но
рационального питания.
Тема 16.Коммунальные услуги и способы
их оплаты.
Тема 17.Потребительская корзина.
Классификация вещей с целью покупки.
Тема 18.Правила покупки. Свойства
товаров.
Тема 19. Желательные и лишние расходы.
Тема 20. Способы сокращения расходов и
возможность накопления денежных
средств.
Тема 21. Потребности семьи. Пирамида
потребностей.
Раздел 6 . Семейныйбюджет (6 часов)
Тема 22. Понятие семейного бюджета.
Виды семейного бюджета.
Тема 23. Составление (планирование)
семейного бюджета.
Тема 24 .Бюджет школьника.
Тема 25 Сбережения. Хранение и
преумножение сбережений. Банковские
вклады.
Тема 26.Финансовая документация семьи.
Дефицит бюджета. Долги.
Тема 27. Понятие семейного бюджета.

1
1
1
1
1
https://fincult.info
/articles/?limit=20&tags=
1535
1
1

1

1
1
1
1
1
1
https://fincult.info
/articles/?limit=20&tags=
1535
1
1
1
1

1
1
6

Виды семейного бюджета. Составление
(планирование) семейного бюджета.
Раздел 7. Банковские услуги (2 часа)

https://fincult.info
/articles/?limit=20&tags=
1535

Тема 28. Банки и их функция. Банковские
1
услуги.
Тема 29. Виды вкладов (депозиты).
1
Кредиты, их виды.
Раздел 8. Социальные пособия (1 час)
1
Тема 30. Социальные пособия и их виды.
Раздел 9. Налоги (1 час)
Тема 31. Понятие налога. НФС. Налоговый
1
вычет.
Раздел 10. Собственныйбизнес (3 часа)
Тема 32. Бизнес. Организация
собственного бизнеса.
Тема 33. Предпринимательство в семейной
экономике. Малый бизнес.
Тема 34 . Бизнес и подросток. Разработка
бизнес-плана.

https://fincult.info
/articles/?limit=20&tags=
1535

1
1
1

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».