Рабочая программа учебного курса От сжатого изложения к сочинени-рассуждению

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методсовета

Директор ОО

________________________

________________________

О.М. Семенова
№ 1 от 28.08.2023 г.

Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса
«От сжатого изложения к сочинению-рассуждению»
для обучающихся 8-9 классов

г. Полевской
2023

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа. Текст.
Стили речи.
ТЕКСТ
Заголовок. Тема. Основная мысль. Проблема. Типы речи. Языковые средства
связи. Виды рассуждения. Тезис. Доказательство.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Сжатое изложение. Осмысление. Пересказ. Интерпретация. Сюжетные узлы.
Смысловые части. Логические переходы. Способы сжатия текста. приемы
исключения подробной информации и обобщение частной.
9 класс
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Чтение и аудирование текста. Виды аудирования и чтения. Анализ текста.
Виды анализа. Анализ средств связи, средств выразительности.
Текстоведческий анализ.
СОЧНЕНИЕ ПО ЗАДАННОМУ ТЕКСТУ
Лексика и культура речи. Русская грамматика. Тезис. Способы введения
тезиса в сочинение. Аргументы. Выводы. Композиция сочинениярассуждения. Вводные слова и конструкции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения элективного курса «» ученик должен:
знать/понимать
- цели проведения государственной итоговой аттестации в новой форме;
- особенности проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме;
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;
уметь

- оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с
требованиями инструкции по проверке;
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе
предложенного текста;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности.
Тематическое планирование
Урок

Тема урока

Примерная
дата
проведения
Введение
(2часа)

1

Введение. Русский язык как
отражение духовно-нравственного
опыта народа. Как услышать
человека в тексте. Стили речи.

4.09

2

Защита проектов.

11.09
Текст
(6 часов)

3

Заголовок. Тема. Основная мысль.
Проблема.

18.09

4

Анализ текста

25.09

Дата
проведения

Примечание

5

Типы речи. Повествование.
Описание. Рассуждения

2.10

6

Структура текста рассуждения.
Языковые средства связи. Виды
рассуждения

9.10

7

Выдвигаем тезис. Приводим
доказательство.

16.10

8

Контрольная работа в форме
сжатого изложения

23.10

Способы сжатия текста (10 часов)
9-10

Умения, необходимые для
написания сжатого изложения:
А) осмысливание

6.11

13.11

Б) пересказ
В) интерпретация
Г) сюжетные узлы
Д) смысловые части
Е) логические переходы
1112

Сжатие текста разными способами:

20.11

А) выделение главных событий
Б) сюжетные узлы

20.11

В) их связь между собой
Г) запись логически стройного
пересказа
13

Контрольное изложение

27.11

14

Анализ контрольного изложения

4.12

1516

Приемы исключения подробной
информации и обобщение частной.

11.12

17

Контрольное изложение

18.12

18

Анализ контрольного изложения

25.12

Тематическое планирование 9 класс

№

Тема урока

Примерная
дата
проведения

Дата
проведения

Введение (1 час)
Учимся писать сжатое изложение (8 часов)
1

Знания и умения, которые
понадобятся на экзамене: чтение и
аудирование текста, знание видов

Примечание

аудирования и чтения и этапы
работы с текстом. Контрольный
текст.
2

Учимся писать сжатое изложение

3

Что такое анализ текста? Виды
анализа: смысловой,
стилистический и типологический,
лексический, анализ средств связи,
анализ средств выразительности.

4-6

Практическая
работа Текстоведческий анализ
текста по плану.

7

Практическая работа Создание
собственного текста изложения или
сочинения по предложенным
формулировкам.

8

Взаимоанализ полученных текстов
Сочинение по заданному тексту (10 часов)

9

Лексика и культура речи сочинения
на заданную тему.

10

Знание правил русской грамматики
для выбора доказательной базы?

1112

Соответствие выдвинутого тезиса
сочинения одной из тем русской
грамматики. Способы введения
тезиса в сочинение

1314

Работа с текстом по подбору
аргументов, доказывающих тезис

15

Учимся делать выводы

16

Композиция сочинениярассуждения. Роль вводных слов и
конструкций в сочинении.

17

Обучающее сочинение.

18

Анализ контрольного сочинения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».