Рабочая программа курса внеурочной деятельности Волшебная аппликация

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методсовета

Директор ОО

________________________

________________________

О.М. Семенова

Н.В. Григорьева

№ 1 от 28.08.2023 г.

№ 28 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Волшебная аппликация»
для обучающихся 1 класса

г. Полевской
2023

Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Волшебная аппликация»
1. Введение.
1. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения при
изготовлении аппликации из разных материалов
2. Работа с природным материалом.
1. Аппликация «Зоопарк»
2. Аппликация «Сказочный лес»
3. Аппликация из природного материала «В подводном царстве»
3. Работа с бумагой.
1. Закладки
2. Аппликация «Грибной дождик»
3. Аппликация из кругов и полукругов
4. Новогодняя открытка с элементами аппликации
4. Работа с бросовым материалом.
1. Аппликация из яичной скорлупы «Зимний лес»
2. Аппликация «Замок Снежной королевы»
5. Работа с нитками.
1. Аппликация с использованием косичек
2. Аппликация из нарезных ниток мулине
3. «Попугай» из ниток
4. Аппликация из ниток «Весенняя корзина»
6. Работа с тканью.
1. Аппликация «Бабочка»
7. Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание
альбома.

Планируемые результаты освоения
обучающимися программы курса внеурочной деятельности
«Волшебная аппликация»
Внеклассная и внешкольная работа способствует развитию индивидуальных
способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх
обязательных программ.
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются
формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся
начальных классов, является внеклассная работа по созданию и украшению
изделий аппликацией.
Аппликация — интересный вид художественной деятельности — способ
работы
с
цветными
кусочками
различных
материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока,
цветные бусины, бисер,
шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя
(бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Она позволяет детям другими

глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду
творчества.
Выполнение аппликаций приносит большую пользу детям. Она развивает у
них глазомер, вырабатывает усидчивость, трудолюбие, даёт навык в рисовании с
натуры, понятие о симметрии и ритмичности, воспитывает художественный вкус,
понимание цветовых сочетаний.
Вырезая аппликации, школьники научатся правильно обращаться с
ножницами, резать точно по прямой линии, упражняться в вырезании фигур с
плавными переходами, закруглёнными овалами, работать с трафаретом, закрепят
умение аккуратно работать с клеем.
Аппликация - увлекательнейший мир фантазии и игры, великолепных
превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! Они доступны детям
разного возраста, начиная с самого раннего.
Актуальность изучения данного курса в том, что ребята учатся понимать и
ценить произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов,
узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны. В
значительной степени работа способствует развитию индивидуальных
способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх
обязательных программ.
Программа включает в себя не только обучение приемам аппликации, но и
создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, с
использованием изделий в технике аппликации в сочетании с другими формами
работы.
Цель данной программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое
развитие младших школьников, формирование умений и навыков работы с
разными материалами, повышение эффективности их обучения в средней школе.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1. Обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать,
сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и
отражать их в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи,
воображения;
2. Коррекция недостатков познавательной деятельности ребят в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия
формы, величины, цвета аппликации, эскиза;
3. Формирование способности эстетического, творческого восприятия;
4. Обогащение словарного запаса учащихся на основе использования
соответственной терминологии;
5. Исправление недостатков моторики;
6. Профессиональное самоопределение, адаптация и реабилитация в обществе.
7. Развитие у них способности к творчеству, пробуждение интереса к
трудовой деятельности, привитие навыков культуры и товарищеской
взаимопомощи.
8. Обучение более глубокому ознакомлению с окружающим миром,
наблюдению за происходящими в нём изменениями, выработке у ребят таких

черт характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до
конца, работая в коллективе. Занятия в кружке позволят применять различные
искусственные и природные материалы, научат самостоятельности в выборе
сюжетов. Неограниченные во времени дети проявляют больше творчества и
фантазии.
Планируемые для выполнения изделия по своей конструкции, технологии,
художественному оформлению посильны учащимся младшего школьного
возраста.
Очень важно сформировать у ребёнка постоянное чувство интереса к
процессу повседневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольствием,
творчески, радовался бы удачам и с упорством старался исправить недостатки,
добиваясь во всём аккуратности и красоты.
Большинство заданий носят индивидуальный характер, чтобы каждый
ребёнок смог применить все свои знания, навыки при выполнении той или иной
работы, выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, подбирая
цвет, размер. Также учащиеся выполнят несколько коллективных работ.
Большое значение для успешных занятий в кружке имеет непринуждённая
обстановка, обеспечивающая проявление творческих возможностей каждого
школьника. Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создадут в
кружке радостный настрой, повысится желание изготовлять поделки. Занятия
будут проходить в помещении класса, где учащиеся могут оставить
незавершённые работы.
Программа «Волшебный мир аппликации» адресована учащимся начальной
школы и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для
успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной
помощью педагога каждому ребенку. Блоки программы повторяются, наполняясь
более сложным содержанием от класса к классу. Ниже представлено содержание
программы «Волшебный мир аппликации», второй класс.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:

научатся различным
приемам
работы
с
бумагой,
тканью, природными и другими материалами;
 будут знать основные понятия, базовые формы и виды аппликации;
 научатся следовать устным инструкциям, работать с эскизами;
 создавать изделия аппликации, обогатят познавательный опыт;
 разовьют
внимание,
память,
мышление,
пространственное
воображение; мелкую
моторику
рук
и
глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат
свои
коммуникативные
способности и
приобретут
навыки работы в коллективе.
Методический инструментарий (формы, методы, приёмы, средства
обучения).

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Волшебная аппликация»
№

Название темы

Кол-во
часов

Опорные
понятия

Форма
проведения
занятий
1. Введение (1 час)

Формы контроля

1.1 Инструктаж
по
технике
безопасности,
правилам поведения
при
изготовлении
аппликации
из
разных материалов

Аппликация,
Рассказ, беседа
Устная тестовая работа
техника
безопасности,
правила
поведения при
изготовлении
аппликации
2. Работа с природным материалом (7 часов)

2.1 Аппликация
«Зоопарк»

2

2.2 Аппликация
«Сказочный лес»

2

2.3 Аппликация из
природного
материала «В
подводном царстве»

3

3.1 Закладки

1

Форма,
природный
материал,
соотношение
частей
Форма,
композиция,
соотношение
части и целого

Беседа, анализ
образца,
практическая
работа

Презентация работ
учащихся, составление
альбома животных

Беседа,
знакомство с
технологией
выполнения,
практическая
работа
Форма,
Беседа, анализ,
композиция, цвет, знакомство с
соотношение
технологией
части и целого
выполнения,
практическая
работа
3. Работа с бумагой (7 часов)

Презентация работ
учащихся, выставка работ в
классе

1

Форма изделия,
цветовое
решение, размер

Сообщение «Значение
закладок»

3.2 Аппликация
«Грибной дождик»

2

3.3 Аппликация из
кругов и полукругов

3

3.4 Новогодняя

1

Композиция,
геометрическая
фигура, цветовое
решение
Круг, полукруг,
цветовое
решение,
соотношение
части и целого
Холодные и

Беседа, анализ
образца,
практическая
работа
Беседа, анализ
образца,
практическая
работа
Беседа, анализ
образца,
практическая
работа
Беседа, анализ

Подобрать поздравление к

Выставка работ учащихся в
классе, рассказ о жизни
морских обитателей

Школьная выставка работ
учащихся
Выставка работ учащихся в
классе

открытка с
элементами
аппликации

теплые цвета,
образца,
открытке
форма, символы
практическая
праздника
работа
4. Работа с бросовым материалом (4 часа)

4.1 Аппликация из
яичной скорлупы
«Зимний лес»

2

Холодные
оттенки цвета,
композиция,
бросовый
материал

Рассказ, беседа,
знакомство с
технологией
выполнения,
практическая
работа
Холодные
Рассказ, беседа,
оттенки цвета,
знакомство с
композиция,
технологией
симметрия,
выполнения,
бросовый
практическая
материал
работа
5. Работа с нитками (12 часов)

Рассказ о зиме, школьная
выставка работ учащихся

4.2 Аппликация «Замок
Снежной королевы»

2

5.1 Аппликация с
использованием
косичек

2

Виды ниток,
симметрия,
косичка, цветовое
сочетание
Цветовое
решение,
нарезные нити
мулине
Технологическая
карта, цветовое
решение,
нарезные нити
мулине

Выставка работ учащихся в
классе

5.2 Аппликация из
нарезных ниток
мулине

3

5.3 «Попугай» из ниток

3

5.4 Аппликация из ниток
«Весенняя корзина»

4

6.1 Аппликация
«Бабочка»

2

Виды ткани,
симметрия,
цветовое решение

7.1 Подготовка и
оформление

1

Выставка

Беседа, анализ
образца,
практическая
работа
Беседа, анализ
образца,
практическая
работа
Беседа,
знакомство с
технологической
картой,
практическая
работа
Композиция,
Беседа,
цветовое
знакомство и
решение,
технологической
нарезные нити
картой,
мулине,
коллективная
симметрия
работа
6. Работа с тканью (2 часа)

Сказочная страна Снежной
королевы

Выставка работ учащихся в
классе
Выставка работ учащихся в
классе

Презентация работы на
школьном уровне

Рассказ, беседа,
Выставка работ учащихся в
знакомство с
классе
технологией
выполнения,
практическая
работа
7. Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома (1 час)
Практическая
работа

выставки работ
учащихся, создание
альбома
Итого 34 часа

Методический аппарат (рекомендации, инструкции)
Критерии оценивания: отметка по завершению практической работы
(конкретного изделия). Качественно и аккуратно выполненные работы
еженедельно вывешиваются в классе. Наиболее удачные и творческие решения
изделий выставляются раз в четверть на школьные выставки.
Во введении дается понятие «аппликации», её разновидностей. Занятие
строится в форме беседы с элементами рассказа, на котором учащиеся узнают
новые сведения об аппликации, вспоминают правила техники безопасности при
работе с разными инструментами и правила поведения при выполнении
аппликации.
В теме «Работа с природным материалом» (7 часов) школьники
знакомятся со способом приготовления материала (через бумагу утюгом) за
короткий срок, составляют композиции. Большое внимание уделяется
самостоятельной работе, развитию творческого мышления. Закрепляются
понятия: «Форма», «Соотношение частей и целого».
В теме «Работа с бумагой» (7 часов) учащиеся занимаются по различным
направлениям. Школьники выполняют аппликации из геометрических фигур, по
шаблонам, по образцу. Большое внимание уделяется умению анализировать
образец, подбирать цвет и сочетать оттенки одного цвета.
В теме «Работа с бросовым материалом» (4 часа) выполнение
аппликации сочетается с изобразительной деятельностью. На заранее
выполненный рисунок наносится аппликация из бросового материала (яичная
скорлупа, части расколотых дисков, блестки). Подробно рассматриваются
холодные цвета и оттенки цвета.
В теме «Работа с нитками» (12 часов) работа ведется в двух направлениях
– использование целых нитей и мелконарезанных. Основой обоих направлений
является формирование умения сочетать разные цвета и оттенки нитей. В теме
вводится понятие «технологическая карта» изделия. Формируется аккуратность,
эстетический вкус.
В теме «Работа с тканью» (2 часа) учащиеся получают представление о
видах тканей (ситец, сатин, шерсть, хлопок и другие), особенностях работы с
ними. На примере конкретного изделия отрабатывается понятие «симметрия».
В теме «Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание
альбома» (1 час) учащиеся под руководством педагога отбирают лучшие работы,
созданные за год и составляют альбом.
Заключение
Программа данного кружка рассчитана на материал, предлагаемый в виде
рассказов и бесед, практические занятия, где большая роль отводится
самостоятельной работе учащихся под руководством руководителя. Данный курс

поможет учащимся развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое
восприятие окружающего мира, раскроет творческие способности и сформирует
умения работы с разными материалами, способствует повышению эффективности
их обучения по остальным предметам, так как прослеживаются тесные
метапредметные связи с предметами гуманитарного цикла и точными науками.
Всё, что окружает учащегося в его повседневной жизни, так или иначе
связано с творчеством, изготовлением поделок и изделий, необходимых в
современной жизни. К сожалению, в школьном курсе изготовлению аппликации и
технологии в целом отводится все меньшее место и учащиеся не всегда могут
реализовать свои способности и проявить творчество, изобретательность и
смекалку. Поэтому этот курс направлен на удовлетворение интересов учащихся в
области, выходящей за рамки учебной программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».