Рабочая программа курса внеурочной деятельности Решение нестандартных задач по химии 9кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методсовета

Директор ОО

________________________

________________________

О.М. Семенова
№ 1 от 28.08.2023 г.

Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по химии»
для обучающихся 9 класса

г. Полевской
2023

Рабочая программа разработана для учащихся 9 классов и составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).Рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа отражает содержание основных учебных требований к результатам обучения, которые могут быть достигнуты, исходя из учебного
времени, выделенного на его изучение в примерном тематическом плане.
Рабочая программа служит для составления рабочего тематического плана по подготовке учащихся к ОГЭ по химии.
Цели и задачи курса:
- изучение основных тематических разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по химии.
-закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по неорганической и общей химии соответствующих требованиям общего государственного
экзамена;
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему
здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- ознакомление учащихся с типовыми вариантами ОГЭ по химии.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Содержание курса
Тема 1. Вещество.
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Периодический закон и
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. Периодической системы. Физический смысл порядкового номера
химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Валентность химических
элементов. Степень окисления химических элементов. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.
Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Тема 2. Химическая реакция.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот,
щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.
Представления об органических веществах. Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и
щелочноземельных металлов, алюминия, железа. Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота,
фосфора, углерода, кремния. Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: оснόвных, амфотерных, кислотных. Химические
свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Первоначальные сведения об органических веществах. Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен. Кислородсодержащие
вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и
очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на
ионы в растворе (хлорид-,сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак). Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ. Проведение расчетов на основе
формул и уравнений реакций. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в
растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов
реакции.
Тема 5. Химия и жизнь.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Требования к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемых на основном государственном экзамене по химии, составлен на основе требований Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций.
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион,
химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и

неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы
реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий; о существовании взаимосвязи между важнейшими
химическими понятиями.
смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон
Д.И. Менделеева; первоначальные сведения о строении органических веществ химические элементы; соединения изученных классов неорганических
веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И.
Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных
подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена.
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); взаимосвязь между составом, строением и
свойствами отдельных представителей органических веществ.
Определять/классифицировать: состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в
соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;
возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами,
солями.
Составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; формулы неорганических соединений изученных
классов; уравнения химических реакций.
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Проводить опыты / распознавать опытным путем: подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; по получению,
собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы
кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-,сульфат-, карбонат-ионов и иона
аммония.
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу
вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и
материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; объяснения отдельных фактов и природных
явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Тематическое планирование
Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Тема 1. Вещество.

5

Тема 2. Химическая реакция.

6

Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических
веществах.

11

Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы
химии.

8

Тема 5. Химия и жизнь.

4

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».