Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука общения

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО
Руководитель
методсовета

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОО

________________________
О.М. Семенова
№ 1 от 28.08.2023 г.

________________________
Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Азбука общения»

г. Полевской
2023
Пояснительная записка

Направленность. Программа дополнительного образования «Азбука общения» имеет социальногуманитарную направленность. Она обращена на развитие «универсальных» компетенций:
умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов,
способности принимать решения, социального проектирования и др.
Актуальность.
Подростковый возраст характеризуется рядом задач, которые должны быть решены ко
времени вхождения подростка во взрослую и самостоятельную жизнь. Ведущей деятельностью
подростка становится общение, при помощи которого он приобретает коммуникативные навыки.
Уровень развития коммуникативных навыков трудно переоценить, поскольку человек
живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. Через общение,
коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей, нормы
общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и цивилизации.
В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает
затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости, закрытости,
нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо, наоборот, – в развязности, пренебрежении
общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии – общение со взрослыми
на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как раньше. Их грубое поведение
часто повторяет увиденное на экране смартфона/телевизора. Для многих из них все труднее
становится нормально взаимодействовать с другими. Дети не понимают и не учитывают
индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных
и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями.
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной
жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных
занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше
денег и живут лучше, чем другие. Стремление к материальному успеху, а часто и к тому, что бы
просто элементарно выжить, заработав на самое необходимое, заставляет их работать еще
интенсивнее и еще больше. К внешним проблемам (нехватка денег, материальные затруднения),
добавились проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и
проступки отдельных членов семьи. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом,
то и распадается она легче, чем прежде.
Члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом; дома люди в
основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером.
Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных
трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число
детей живет с одним из родителей.
Одним из факторов входа их подобного кризиса является умение общаться, сохраняя
хорошие отношения с другими людьми. Это становится все более важным.
Но, к сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего
социального навыка, в силу указанных выше обстоятельств – так, если родители не умеют
общаться между собой, то они не смогут научить этому и своего ребенка.
Эти факторы приводят к нарушению детско-родительских отношений, нарушения
социально-психологического климата и здоровья в семье, что, в свою очередь, нередко приводит к
девиантному поведению подростков.
В этой ситуации крайне важно создать возможность для действительного диалога
родителей и подростков, способствовать их открытой коммуникации, аттрактивному общению и
т.п.
Навыки общения можно и нужно развивать не только в повседневной жизни, но и с
помощью занятий. И пусть не у каждого ребёнка есть такие способности сразу, но каждый хотел
бы почувствовать лёгкость и уверенность в себе, а также не испытывать никаких трудностей в
общении ни в детстве, ни во взрослой жизни.

Адресат. Программа дополнительного образования «Азбука общения» разработана для учащихся
13-14 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не
имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему
желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной
программе не превышает 15 человек. Всего в работе по программе 1 группа. Состав группы
постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей по заявлению на
освободившиеся места.
Занятия строятся на возрастных особенностях и интересов ребят, имеют практическую
направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и
необходимых для освоения, - 34 часа в год.
Цель программы развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
1.
Учиться, договариваться без упрямства и сопротивления с вниманием к каждому
мнению;
2.
Учиться не поддаваться на провокации и выходить из токсичного общения в школе и
компаниях сверстников;
3.
Не испытывать страх при выступлении перед классом, учиться справляться с волнением
и чётко выражать свои мысли;
4.
Учиться с уважением относиться друг к другу, ценить и принимать уникальность
каждого, а также доверять и сотрудничать;
5.
Понимать силу команды, когда действуя вместе и сообща можно достичь значительно
большего. И почему так важно чувствовать поддержку самому и уметь её оказывать
другим;
6.
Приобретать умение слушать и слышать, развивать навыки дипломатичности и учиться
так вести любые переговоры, чтобы не было проигравших — Win-Win;
7.
Освоить умение говорить о чувствах, подбирать нужные слова, а также давать
неоскорбляющую чувства других обратную связь по поводу разных жизненных
ситуаций.
Виды контроля за результативностью обучения:
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями,
навыками, компетенциями.
Содержание программы
1.Общение как социально-культурная категория
Общение как один из ресурсов успешной жизнедеятельности в современных социокультурных условиях.
Приемы и методы конструктивного общения.
Восприятие и понимание.
2.Общение в социуме
Социальные роли.
Межличностное общение с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше
себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения.
Общение в семье.

Общение в образовательных учреждениях.
3.Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и
укрепления здоровья
Речевое поведение как фактор девиантного поведения и средство его профилактики.
Умение сказать «нет». Современные риски и здоровый образ жизни.
4. Конфликтология
Методы предупреждения конфликтных ситуаций.
Способы выхода из конфликтных ситуаций.
Формы работы на занятиях:
 Групповая
 Работа в парах
Методы, используемые на занятиях:
 Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал);
 Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму);
 Беседа;
 Ролевая/психологическая игра;
 Тренинг.
Система контроля за достижениями учащихся:
Наблюдение
Анализ результатов анкетирования, тестирования.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
2. Тестирование обучающихся (первичное и заключительное)
Планируемые результаты обучения
Реализация программы позволит получить следующие результаты:
 узнать искусство внутреннего самоуправления, искусство понимания самого себя и
окружающих;
 получить опыт использования навыков позитивного межличностного общения с людьми
разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и
женского) и разного социального положения;
 получить опыт социальноодобряемого речевого поведения в ситуациях выбора;
 ознакомиться с системой «внутренних» запретов на девиантное поведение;
 приобрести новый положительный социальный опыт для личного развития.
 сформировать информационное и образовательное пространство, которое поможет
воспитанникам получить навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
Подросток, прошедший обучение по программе, узнает о способах предупреждения конфликта и
выхода из него, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со стрессами, овладеет
приемами релаксации. Это приведёт к снижению напряженности во взаимодействии с
окружающими и, как следствие, послужит профилактикой девиантного поведения.

Учебно-тематическое планирование
№

1.1

1.2
1.3
2.1

2.2

2.3
2.4

3.1

3.2

4.1
4.2

Наименование темы

Количество часов
всего
В том числе
Теория
Практика
1.Общение как социально-культурная категория
Общение как один из ресурсов
1
1
успешной жизнедеятельности в
2
современных социо-культурных
условиях
Приемы и методы
1
2
3
конструктивного общения.
Восприятие и понимание.
4
1
3
2.Общение в социуме
Социальные роли.
1
2
3
Межличностное общение с
1
2
людьми разных возрастов
(младше себя, равными себе,
3
старше себя), разного пола
(мужского и женского) и разного
социального положения.
Общение в семье.
3
1
2
Общение в образовательных
1
3
4
учреждениях.
3.Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и
укрепления здоровья
Речевое поведение как фактор
1
2
девиантного поведения и
3
средство его профилактики.
Умение сказать «нет».
1
2
Современные риски и здоровый 3
образ жизни.
4. Конфликтология
Методы предупреждения
1
2
3
конфликтных ситуаций
Способы выхода из
1
2
3
конфликтных ситуаций
34
11
23

Литература
1. Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов в
УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
2. Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в
общественном сознании России. – М., 1998.
3. Болл М., Серульо Д. Жизнь на перепутье. – М., 1998.
4. Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М.,1999.
5. Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с.
6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001.
7. Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.
8. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Книга для
учителя. В над Заг.: Российская академия образования. Поволжский филиал института
развития личности. Отдел образования Администрации г. Самары. Благотворительный
фонд "Второе рождение". – Самара, 1996.
9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. –
Рига – М., 1997.
10. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева,
Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
11. Пиз А. Язык телодвижения. – Новгород, 1992.
12. Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004.
13. Романов Е.С., Гребенникв Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи, 1996.
14. Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
15. Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург,
1997.
16. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига –
М., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».