1. Основные характеристики общеразвивающей программы. 1.1. Пояснительная записка. Направленность. Программа дополнительного образования «Баскетбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она способствует обучению спортивной командной игре «Баскетбол», способствует физическому развитию обучающихся, прививает любовь к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни. Актуальность. Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе. При обучении игре в баскетбол используются разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на группы мышц ребенка удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственноволевых черт детей. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Адресат. Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана для обучающихся 12-16 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной программе составляет 16 человек. Всего в программе 1 группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места. Режим занятий. 2 часа в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут. Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 68 часов в год. Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения программы необходимо 68 часов в год. Перечень форм обучения. Форма обучения – очная. Формы организации образовательной деятельности с детьми: - всей группой - по подгруппам - индивидуально Методы и формы обучения. Перечень видов занятий. Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных по 1 часу в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы. Система контроля за достижениями учащихся: Наблюдение; Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, фестивалях различного уровня. Критерии результативности 1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах, патриотических акциях. 2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным мероприятиям, по темам программы. 3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся. 4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах. 1.2. Цели и задачи программы. Цель программы: обучение основам спортивной игры баскетбол. Задачи программы: 1. Познакомить с правилами спортивной игры баскетбол. 2. Научить действовать баскетбольным мячом (ведение, передача, ловля, забрасывание в корзину). 3. Развивать умение передвигаться по площадке с баскетбольным мячом, в сочетании с ходьбой, бегом, прыжками, остановками и поворотами в различных направлениях. 4. Развивать умение играть в команде. 5. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества. Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований; - Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися па уроках физкультуры; 2. Развивающие: - Укреплять опорно-двигательный аппарат детей; - Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм; - Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка - Расширение спортивного кругозора детей. 3. Воспитательные: - Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; - Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; - Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Содержание программы Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек Освоение ловли и передач мяча Освоение техники ведения мяча Овладение техникой бросков мяча Освоение индивидуальной техники защиты техника владения мячом и развитие координационных способностей техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, двумя от головы на месте и в движении без и сопротивлением защитника, (в парах, тройках, квадрате, круге) на разные расстояния. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без и сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Освоение тактики игры Овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей Формы контроля Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без и с изменением позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Игра по упрощённым правилам, игра по правилам мини-б/б. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Практические тесты. Учебный (тематический) план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Темы занятий Основы знаний Передвижения и остановки без мяча Ведение мяча Ловля и передача мяча Броски мяча Отбор мяча Финты Комбинации элементов техники Тактика игры Подвижные игры и эстафеты Физическая подготовка Судейская практика колво часов теория в процессе занятий в процессе занятий практика в процессе занятий 10 8 6 2 2 в процессе занятий в процессе занятий в процессе занятий в процессе занятий в процессе занятий 10 8 6 2 2 в процессе занятий 20 в процессе занятий 20 в процессе занятий 20 в процессе занятий 20 в процессе занятий 1.4. Планируемые результаты обучения Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Баскетбол» Личностные результаты – формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни; – воспитание морально-этических и волевых качеств; – дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей; – умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях; – умение оказывать помощь своим сверстникам. Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий баскетболом: сила воли - способность преодолевать значительные затруднения. трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств. выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы. решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению. мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели. уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера. дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека. самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения. воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества. Метапредметные результаты – определять наиболее эффективные способы достижения результата; – умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять; – уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей; – организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере; – умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку; – умение вести наблюдение за показателями своего физического развития; Предметные результаты Выпускник научится: – знать об особенностях зарождения, истории баскетбола; – знать о физических качествах и правилах их тестирования; – выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом; – владеть тактико-техническими приемами баскетбола; – знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения; – владеть основами судейства игры в баскетбол 2. Организационно-педагогические условия реализации программы. 2.1. Условия реализации программы: Средства обучения - Мяч баскетбольный - требуется 10 штук на группу, используется 100% времени реализации программы; - Баскетбольный щит с кольцом - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации программы. - материально- техническое обеспечение: -Спортивный зал -Спортивная площадка - кадровое обеспечение: Педагог – учитель физкультуры - методические материалы: Наборы картинок в соответствии с тематикой. Компьютерные презентации к занятиям Видеофильмы Интернет-ресурсы 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система контроля за достижениями учащихся: Наблюдение; Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, фестивалях различного уровня. Оценочные материалы № Тесты 1 Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно 2 Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). 3 Штрафной бросков). 4 Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). 5 Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). бросок (из 10 высокий М Д 10 11 8,8 9,8 8,5 9,5 8,4 9,4 8,6 9,0 8,3 8,6 8,1 8,5 8,0 8,4 5 5 5 5 6 6 6 6 5 5 6 6 7 7 8 8 19 18 20 19 21 20 22 20 результат средний М Д 10,5 11,5 9,0 10 8,8 9,7 8,7 9,6 8,9 9,2 8,5 8,8 8,4 8,7 8,3 8,6 4 4 4 4 5 5 5 5 4 4 5 5 6 6 7 7 18 17 19 18 19 18 20 19 низкий М Д 11 12 9,3 10,3 9,0 10 9,0 10 9,2 9,4 8,8 9,0 8,7 9,0 8,6 9,0 3 3 3 3 4 4 4 4 3 3 4 4 5 5 6 6 17 16 18 17 18 17 19 19 Критерии результативности 5. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах, патриотических акциях. 6. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным мероприятиям, по темам программы. 7. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся. 8. Участие в школьных, городских, областных конкурсах. 3. Список литературы. 3.1.Список литературы для педагогов: 1.Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004 2.Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997 3.Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов - М., ФиС, 1967, 1972. 4.Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004 5.Официальные правила баскетбола. М. СпортАкадемПресс 2000 6.Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений - М., ФиС, 1973 7.Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов- М., ФиС, 1967. 8.Кудряшов В.П., Мирошникова Т.И., Физическая подготовка юных баскетболистов Минск, 1970. 9.Кузин В.В. Полиеский С.А. Баскетбол Начальный этап обучения - М., ФиС, 1999. 10.Линдеберг Ф. Баскетбол - игра и обучение - М., ФиС, 1971, 1972. 11.Чернова Е.А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002 12.Яхонтов Е.Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста - М., ФиС, 1981, 1985 3.2.Список литературы для обучающихся и родителей: 1.Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002 2.Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. ACT. 2007 3.Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. ACT. 2006 4.Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004 5.Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002 6.Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999 7.Леонов А.Д. Малый А. А. Баскетбол - книга для учащихся - Киев, Радянська школа, 1989