I.
Основные
характеристики
общеразвивающей
программы
1.1 Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Азбука общения» имеет
социально-гуманитарную направленность. Она обращена на развитие «универсальных»
компетенций: умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения
конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др.
Актуальность.
Подростковый возраст характеризуется рядом задач, которые должны быть решены ко
времени вхождения подростка во взрослую и самостоятельную жизнь. Ведущей
деятельностью подростка становится общение, при помощи которого он приобретает
коммуникативные навыки.
Уровень развития коммуникативных навыков трудно переоценить, поскольку человек
живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. Через
общение, коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение
ценностей, нормы общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие
культуры и цивилизации.
В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает
затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости,
закрытости, нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо, наоборот, – в развязности,
пренебрежении общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии –
общение со взрослыми на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как
раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на экране смартфона/телевизора.
Для многих из них все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Дети не
понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят
о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь
формальными и поверхностными замечаниями.
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной
жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных
занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают
больше денег и живут лучше, чем другие. Стремление к материальному успеху, а часто и к
тому, что бы просто элементарно выжить, заработав на самое необходимое, заставляет их
работать еще интенсивнее и еще больше. К внешним проблемам (нехватка денег,
материальные затруднения), добавились проблемы внутренние: напряженные отношения,
острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. Если в семье
людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде.
Члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом; дома
люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за
компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей
хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате
разводов все большее число детей живет с одним из родителей.
Одним из факторов входа их подобного кризиса является умение общаться, сохраняя
хорошие отношения с другими людьми. Это становится все более важным.
Но, к сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого
важнейшего социального навыка, в силу указанных выше обстоятельств – так, если родители
не умеют общаться между собой, то они не смогут научить этому и своего ребенка.
Эти факторы приводят к нарушению детско-родительских отношений, нарушения
социально-психологического климата и здоровья в семье, что, в свою очередь, нередко
приводит
к
девиантному
поведению
подростков.
В этой ситуации крайне важно создать возможность для действительного диалога родителей
и подростков, способствовать их открытой коммуникации, аттрактивному общению и т.п.
Навыки общения можно и нужно развивать не только в повседневной жизни, но и с
помощью занятий. И пусть не у каждого ребёнка есть такие способности сразу, но каждый
хотел бы почувствовать лёгкость и уверенность в себе, а также не испытывать никаких
трудностей в общении ни в детстве, ни во взрослой жизни.
Адресат. Программа дополнительного образования «Азбука общения» разработана для
учащихся 12-14 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детейинвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе не превышает 15 человек. Всего в работе по
программе 1 группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный
прием детей по заявлению на освободившиеся места.
Занятия строятся на возрастных особенностях и интересов ребят, имеют практическую
направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность 1 занятия 40 минут.
Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения - 34 часа в год.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель программы развитие коммуникативной компетентности учащихся
Задачи:
1.
Учиться договариваться без упрямства и сопротивления с вниманием к каждому
мнению;
2.
Учиться не поддаваться на провокации и выходить из токсичного общения в
школе и компаниях сверстников;
3.
Не испытывать страх при выступлении перед классом, учиться справляться с
волнением и чётко выражать свои мысли;
4.
Учиться с уважением относиться друг к другу, ценить и принимать уникальность
каждого, а также доверять и сотрудничать;
5.
Понимать силу команды, когда действуя вместе и сообща можно достичь
значительно большего. И почему так важно чувствовать поддержку самому и
уметь её оказывать другим;
6.
Приобретать умение слушать и слышать, развивать навыки дипломатичности и
учиться так вести любые переговоры, чтобы не было проигравших — Win-Win;
7.
Освоить умение говорить о чувствах, подбирать нужные слова, а также давать не
оскорбляющую чувства других обратную связь по поводу разных жизненных
ситуаций.
Виды контроля за результативностью обучения:
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями,
навыками, компетенциями.
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Количество часов
всего
В том числе
Теория
Практика
1.Общение как социально-культурная категория
Общение как один из ресурсов
1
1
успешной жизнедеятельности в
1.1
2
современных социокультурных условиях
1.2 Приемы и методы
3
1
2
конструктивного общения.
1.3 Восприятие и понимание.
Социальные роли.
2.1
4
1
2.Общение в социуме
1
3
3
2
Межличностное общение с
1
2
людьми разных возрастов
(младше себя, равными себе,
2.2 старше себя), разного пола
3
(мужского и женского) и
разного социального
положения.
2.3 Общение в семье.
3
1
2
Общение в образовательных
1
3
2.4
4
учреждениях.
3.Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и
укрепления здоровья
Речевое поведение как фактор
1
2
3.1 девиантного поведения и
3
средство его профилактики.
Умение сказать «нет».
1
2
3.2 Современные риски и
3
здоровый образ жизни.
4. Конфликтология
Методы предупреждения
1
2
4.1
3
конфликтных ситуаций
Способы выхода из
1
2
4.2
3
конфликтных ситуаций
34
11
13
1.4 Планируемые результаты обучения
Реализация программы позволит получить следующие результаты:
узнать искусство внутреннего самоуправления, искусство понимания самого себя и
окружающих;
получить опыт использования навыков позитивного межличностного общения с
людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола
(мужского и женского) и разного социального положения;
получить опыт социально одобряемого речевого поведения в ситуациях выбора;
ознакомиться с системой «внутренних» запретов на девиантное поведение;
приобрести новый положительный социальный опыт для личного развития.
сформировать информационное и образовательное пространство, которое поможет
воспитанникам получить навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
Подросток, прошедший обучение по программе, узнает о способах предупреждения
конфликта и выхода из него, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со
стрессами, овладеет приемами релаксации. Это приведёт к снижению напряженности во
взаимодействии с окружающими и, как следствие, послужит профилактикой девиантного
поведения.
Формы работы на занятиях:
Групповая
Работа в парах
Методы, используемые на занятиях:
Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал);
Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму);
Беседа;
Ролевая/психологическая игра;
Тренинг.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы:
2.1 Условия реализации программы
Перечень учебно-литературного обеспечения
памятки,
научная и специальная литература,
раздаточный материал, видеозаписи,
мультимедийные материалы,
компьютерные программные средства и др.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
Наблюдение
Анализ результатов анкетирования, тестирования.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
2. Тестирование обучающихся (первичное и заключительное)
3. Список литературы
Литература
1. Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и
педагогов в УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
2. Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в
общественном сознании России. – М., 1998.
3. Болл М., Серульо Д. Жизнь на перепутье. – М., 1998.
4. Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М.,1999.
5. Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с.
6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001.
7. Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.
8. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Книга
для учителя. В над Заг.: Российская академия образования. Поволжский филиал
института развития личности. Отдел образования Администрации г. Самары.
Благотворительный фонд "Второе рождение". – Самара, 1996.
9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила
безопасности. – Рига – М., 1997.
10. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева,
Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
11. Пиз А. Язык телодвижения. – Новгород, 1992.
12. Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004.
13. Романов Е.С., Гребенникв Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи,
1996.
14. Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
15. Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – СанктПетербург, 1997.
16. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. –
Рига – М., 1997.