Программа дополнительного образования Ритм

Пояснительная записка

Направленность.
Программа
дополнительного
образования
«Ритм»
имеет
художественную направленность. Она способствует физическому и эстетическому
развитию обучающихся, позволяет расширить собственные представления о строении
своего тела, прививает стремление к выражению своих чувств и эмоций через танец и
ведению здорового образа жизни.
Актуальность.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на
духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных
целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием
развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для
личностного поведения ребенка.
Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают
переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание
детей, отвлекаетих от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой
основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания
определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного
представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание
природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать
поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого
состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных
образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо
словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского
воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при
посредстве собственного тела».
Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем
в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения
особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным
творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз
следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты
драматизации и сближает его с сюжетно- ролевой игрой, которая по выражению Л.С.
Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца
также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков
способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для
формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в
единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в
танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством
обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1.
Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и
двигательнаяпамять.
2.
Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3.
Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и
пониматьпрекрасное.
4.
Привить любовь к танцевальному искусству.
5.
Развивать воображение и фантазию в танце.
6.
Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в
соответствии схарактером музыки.
7.
Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8.
Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая
роль в танце,вербальное поощрение и т. д.).
9.
Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы.
Развиватькоммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:· танцевальные репетиции, беседы, праздники.

Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен
результатами танцевальной деятельности.
Методы:
· игровой;
· демонстрационный (метод показа);
· метод творческого взаимодействия;
· метод наблюдения и подражания;
· метод упражнений;
· метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом.
Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном
варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во
время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые
сочетаются со слуховыми впечатлениями.
Приоритетные направления работы:
- Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;
- изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;
- знакомство с направлениями современного танца;
- постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками,
необходимо учитывать некоторые особенности:
• возрастные особенности воспитанников;
• личные интересы и приоритеты воспитанников;
• потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
• качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
• происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
•
здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность,
бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
•
информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать
новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся
пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в
которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного
результата;
•
деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый
материал через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением;
•
проектная технология заключается в организации под руководством педагога
творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают
творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий
коллектива;
•
игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение
и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
•
технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне
его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств
личности, воспитании человека высокой культуры.
Регулярность занятий 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание программы
Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков (6 часов)
Проведение инструктажа по технике
безопасности.Постановка задач на новый
учебный год.
Знакомство с основными элементами различных танцев
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей
современноготанца.
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.
Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя.
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню учителя.

Прогон танца
Современный танец (4 часа)
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню
материИзучение основных элементов вальса
Отработка основных движений. Акробатика в современном танце
Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного
танца.Отработка всего танца
Составляющие характера танца (6 часов)
Танцевальная импровизация.
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д.
Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл»…
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним
мероприятиям.Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев
Движения в соответствии с характером музыки (3 часа)
Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со
сменойположения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных
произведений
«Вальс», классика.
Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и
ритмичности движений.
Понятие пространственных перестроений ( 5 часов)
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика.
Подготовка коДню защитников Отечества.
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене,
затемлицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения
эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание
движений к танцу .
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного
танца. Соединение выученных движений в одну картинку
стилизованного танца.Чтобы танец был красивым (11 часов)
Подготовка танца к празднику 8 Марта. Отработка
элементов Отработка элементов. Отработка движений,
связок
Отработка всего танца. Подготовка танца к празднику 9 Мая
Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка
современного танца «Танец со свечами». Отработка элементов
Отработка движений, связок
Разучивание танца к последнему
звонкуОтработка движений
Отработка движений
Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более
сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с
дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и
зажатости.
2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении
информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать
творческие решения.
3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают
удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют
различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной
культуре.
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и

смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом
творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
Календарно - тематический план
№

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

Тема занятия
Подготовка к занятиям. Повторение
основныхтанцевальных навыков
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Постановка задач на новый учебный год.
Знакомство с основными элементами различных
танцев
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или
концертов детских ансамблей современного танца.
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню
учителя.
Разминка. Упражнение классического дренажа.
Подготовка ко Дню учителя.
Ритмический тренаж: музыкальные
пространственные упражнения. Подготовка ко
Днюучителя. Прогон танца
Современный танец
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню
матери. Изучение основных элементов вальса
Отработка основных движений. Акробатика в
современном танце
Отработка связок. Просмотр видеофильмов или
концертов детских ансамблей современного танца.
Отработка всего танца
Составляющие характера танца
Танцевальная импровизация.
Составляющие характера танца: мимика, жесты,
танцевальные акценты и т.д.
Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание
движений к танцу «Мюзикл»…
Ритмика. Разучивание движений к танцу
«Мюзикл».
Подготовка к новогодним мероприятиям.
Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон
всехтанцев
Движения в соответствии с характером музыки

Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с
воротцами, движение хороводным шагом со
сменойположения рук, не останавливая
движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки
18 Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и
другу».
Прослушивание музыкальных произведений
«Вальс», классика.
19 Портретная гимнастика. Повторение танцев.
Синхронность движений. Отработка четкости иритмичности
движений.
Понятие пространственных перестроений
17

Количество
часов
6

Форма занятия
теория
1,5

1

1

1

0,5

практика
4,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

4
1

0,5

1

1
1

3,5
1

0,5

0,5

1
6
1
1

1
6
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

3

3

1

1

1

1

1

1

5

5

20

21

22

23
24

25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Понятие пространственных перестроений: линия,
колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко
Днюзащитников Отечества.
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й
позиции (изучение сначала спиной к стене, затем
лицом к опоре). Разучивание движений к танцу.
Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и
расслабление мышц тела, для улучшения
эластичности мышц плеча и предплечья, развитие
подвижности локтевого сустава. Разучивание
движений к танцу.
Соединение выученных движений в одну
картинкустилизованного танца.
Соединение выученных движений в одну
картинкустилизованного танца.
Чтобы танец был красивым
Подготовка танца к празднику 8 Марта
Отработка элементов
Отработка движений, связок
Отработка всего танца
Подготовка танца к празднику 9 Мая
Классический тренаж. Разучивание отдельных
элементов, движений. Соединение и постановка
современного танца «Танец со свечами»
Отработка элементов
Отработка движений, связок
Разучивание танца к последнему звонку
Отработка движений
Отработка движений
Обсуждение выступлений на концертах. Игры с
детьми.
ИТОГО

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11
1

11
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

34

Используемая литература:
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного имладшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
2. Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону: Феникс,
2003.
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей:
Учебно-методическое пособиедля педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб.:
«Детство- пресс»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».