Программа дополнительного образования Юннаты

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность.
Программа
дополнительного
образования
«Юннаты»
имеет
естественнонаучную направленность. Она способствует развитию интеллектуальной
сферы личности обучающихся, позволяет расширить собственные представления об
окружающей нас среде, творчески применить знания при проведении учебноисследовательских и практических работ.
Актуальность.
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно
выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит
глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и
вызывает эмоциональную критику людей.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности
людей так, как с веществами, способными нанести определённый вред человеку, сегодня
контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства,
косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики,
удобрения.
Пути реализации целей экологического образования могут быть самыми разными:
экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику
обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей
среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты
окружающей среды загрязнения. В основу экологии положены представления о взаимосвязи
состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой
природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических
циклов.
Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические
акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при
изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических
знаний и умений обучающихся, более глубокому пониманию ими сущности экологических
проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с
учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна
строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ,
общественной деятельности и практических занятий.
Новизна
Если многие известные формы природоохранной деятельности предусматривают
единичные мероприятия, а работы по исследованию объектов окружающей среды детьми
позволяют лишь обозначить или подтвердить существование проблем, то эта программа
предусматривает и позволяет сделать шаги по их преодолению. Программа организована как
экологический марафон, то есть предусматривает непрерывное экологическое воспитание и
образование, одним из важных результатов ее реализации должно стать выявление и
широкое освещение экологических проблем, привлечение к их решению населения.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы по возможности максимально адаптировано к местным
природным условиям. В первую очередь при ознакомлении с животными и растениями,
сезонными явлениями природы, климатом. Это тесно привязывает программу к
национально-территориальному компоненту.
Программа предусматривает привлечение родителей в учебный процесс, (экскурсии,
совместное участие в проектной деятельности), пропаганду здорового образа жизни.

Изучение природоохранного законодательства формирует правовое самосознание, а участие
на разных экологических акциях - элементы детского самоуправления.
Адресат. Программа дополнительного образования «Юннаты» разработана для
обучающихся 10-12 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ, не
имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по
своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по
данной программе составляет 10 человек. Всего в программе 1 группа. Состав группы
постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на
свободные места.
Возрастные особенности детей, которыми являются обучающиеся 10-12 лет,
характеризуется интенсивным процессом взросления, возрастающей тягой к общению
друг с другом и взрослыми. Проявляется мотивация к самостоятельной деятельности,
стремление к экспериментированию, развиваются познавательные интересы. Подростки
отождествляют себя как личности.Общение подростков помогает вырабатывать нормы
социального поведения и критерии оценок себя и других. Всё это позволяет использовать
возрастные особенности обучающихся для вовлечения их в исследовательскую
деятельность естественнонаучного характера.
Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 34 часа в год.
Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения программы
необходимо 34 часа в год.
Перечень форм обучения.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
- всей группой
- по подгруппам
- индивидуально
Перечень видов занятий.
Организация образовательного процесса.
Изучение экологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в
программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение
наблюдений, выполнение посильной работы экологической направленности. Для развития
метапредметных компетенций школьников отведены часы для обучения и организации
работы над исследовательскими проектами. Таким образом, одним из направлений
реализации программы является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, их
активное общение и сотрудничество в группах.
Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. На
практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья.
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе
обучения предлагается в игровой форме. На занятиях применяются различные формы
деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и
т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается
детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный
материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний, проверка альбомов.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и
прочее).

4. Проектно-исследовательская работа.
5. Творческий отчет о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного
мероприятия.
Промежуточная аттестация проводится в декабре во всех группах в форме итогового
контрольного занятия.
1.2. Цели и задачи программы
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой
личности ребёнка путём совершенствования знаний и умений, формирования общей
экологической культуры.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- углубление и расширение имеющихся у обучающихся бытовых знаний экологии и знаний о
природе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии
живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими обучающимися, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить
в гармонии с окружающей средой, убережёт иx от разрушительных для экосистем действий.
Личностные задачи:
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания на
научной основе;
- формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы, эстетического восприятия живых объектов;
- формирование активной гражданской позиции в вопросах биолого-экологического
образования;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках учебной
исследовательской и творческой деятельности обучающихся;
- совершенствование культуры общения и положительной социализации в обществе;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
- формирование экологического мышления – умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные задачи:
- формирование и развитие умений и навыков работать с различными источниками
информации, анализировать и оценивать её, преобразуя из одной формы в другую;
- проводить наблюдения, ставить эксперименты и объяснять полученные результаты,
сравнивать, классифицировать, строить логические умозаключения, устанавливать
причинно-следственные связи;
- формирование умения и навыка видеть проблему, выдвигать план её реализации
самостоятельно или в содружестве с другими участниками обучения;
- формирование умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми, участвовать в коллективном обсуждении проблем и аргументировать свою
позицию.
Образовательные (предметные) задачи:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать и применять методы биологической науки (наблюдение, измерение,
эксперимент), осуществлять элементарные биологические исследования;
- устанавливать и объяснять взаимосвязь особенностей строения живых организмов с
условиями среды их обитания;
- обосновывать значение природоохранной деятельности человека для сохранения видового
многообразия живых существ;
- формирование умений безопасного выполнения лабораторных и практических работ с
биологическими инструментами, приборами, химическими реактивами;

- формирование умения оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ядовитыми
растениями.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятий, структурировать материал, проводить, оформлять и
защищать самостоятельные учебные исследования и др. Обучающиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно
и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т. д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Тема

1.

1.Организационноезанятие
1
"Бомбы замедленного действия" на нашей планете
"Бомба замедленного действия"-вода. Её 1
гибель Наша гибель.
"Бомба замедленного действия"-мусор.
1
Единственный выход - вторичное
использование.
"Бомба замедленного действия"-воздух.
1
Изменения в глобальном масштабе.
"Бомба замедленного действия"-шум. С
1
ним
Можно бороться.
"Бомба замедленного действия"-химикаты 1
"Яд-"приданое"цивилизации".
Экскурсия. Оценка экологического
1
состояния среды своей местности:
окрестности деревни, близлежащие леса.

1

Форма
проведения
занятия
инструктаж

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

беседа

1

практ. работа

Изготовление кормушек для птиц.
1
Экскурсия в лес: поможем птицам. Сбор 1
природного материала.
В лесу родилась ёлочка
Заготовка
природного материала 1
для новогодних композиций.
Изготовление ёлок из бросового
1
материала.
Викторина. Новый год в лесу.
1
Рождественскиезабавы. Занятие-игра
1
Остановись, мгновение.
1
(Фотографирование зимнего леса).
Выставка фотографий
Среда жизни
Воздух, Значение его чистоты для
1
организма.
Царство почвы–уникальный мир природы. 0,5

-

1
1

практика
экскурсия

-

1

беседа

-

1

практика

-

1
1
1

викторина
игра
практика

1

1

Практик

-

1

беседа

0,5

1

беседа

2.

3.

4.
5.

6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Теория Практика Всего
часов

Форма
контроля

выставка

18. Вода - чудо природы
0,5
0,5
1
19. Вода и живые организмы
0,5
0,5
1
20. Агитзанятие "Не засоряйте берега
0,5
0,5
1
водоема!"
Экология и мы
21. Экология в нашем доме
1
1
22. Экомир моей семьи
1
1
23. Экология человека
0,5
0,5
1
24. Как я могу повлиять на экологию вокруг 1
1
себя
25. Экологическая викторина.
1
1
26. Уроки Гнома – эконома "Дадим вторую
1
1
жизнь вещам''
27. Весенняя экскурсия.
1
1
28. Работа над проектами к конкурсу «Зеркало 1
1
природы»
29. Уроки Гнома – эконома "Дадим вторую
1
1
жизнь вещам''
30. Озеленение территории.
1
1
Растения - гениальные инженеры природы
31. Растения–потребители отходов.
1
1
32. Растения–химики
1
1
33. Растения–архитекторы, строители,
1
1
механики.
34. Заключительное мероприятие.
1
1
Экологическая игра «Эко ГТО»
Итого
23,5
10,5
34

Беседа практ.
беседа
Беседа
практик
беседа
беседа
беседа
практика
викторина
беседа

проект
викторина

экскурсия
беседапракт.
работа
практика
практика
беседа
беседа
беседа
игра

1.4. Планируемые результаты обучения
Ожидаемые результаты.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся
в объединении "Юннаты", являются:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалог и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и
отвечать на вопросы различного характера;
- умение создавать и оформлять творческие проекты;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Обучающиеся получат представление:
- об основных экологических понятиях;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- о многообразии растений, животных, грибов, экологических связях между ними;
- об основных видах растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- об основных группах растительных и животных организмов и их приспособленности к
условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- о съедобных и ядовитых растениях своей местности;
- о лекарственных растениях, правила сбора, хранения и их применении;
- о редких и охраняемых видах растений и животных Московской области;
- о влиянии деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- о значении растений и животных в жизни человека, условиях их выращивания и правилах
ухода;
- о современных проблемах охраны природы, аспектах, принципах и правилах охраны природы.
Обучающиеся научатся:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
- готовить доклады, презентации;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Юннаты»
Личностные результаты обучения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи как
составляющие исследовательской деятельности в науке;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации:
текст
учебника,
научно-популярной
литературой,
биологическими
словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
- роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных
видов в экосистеме;
- находить нужную информацию о биологических объектах в справочной литературе,
интернет источниках, биологических словарях; анализировать биологическую
информацию и переводить её из одной формы в другую;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
- использовать методологические характеристики исследовательской и проектной
деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, сравнивать,
классифицировать, выявлять взаимосвязи и причинно-следственные закономерности);
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе, осознанное соблюдение основных
принципов и правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека;
- ориентироваться в системе моральных норм по отношению к живой природе,
осознавать высшую ценность жизни во всех её проявлениях, формировать экологическое
сознание;
- выбирать целевые и смысловые ориентиры в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе
3. В сфере трудовой и физической деятельности:
- знание и соблюдение правил безопасной работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы);
- размножать и выращивать культурные растения.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями;
- принимать посильное участие в экологических десантах, деятельности по улучшению
окружающей среды своего места проживания.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
- оценивать эстетические достоинства экологических сообществ.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Условия реализации программы
- Материально- техническое обеспечение:
Классная комната, настенная доска, компьютер, проектор, микроскопы, ручные лупы,
лабораторное оборудование, рабочие столы, бумага для рисования, краски, кисточки,
таблицы по охране природы.
- Кадровое обеспечение:
Педагог – учитель географии
- Методические материалы:
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Разработки игр, викторин
Методики проведения исследований
Компьютерные презентации к занятиям
Видеофильмы
Интернет-ресурсы

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения
промежуточного и итогового этапов аттестации обучающихся.
Формы проведения промежуточной аттестации: - отчетные выставки, защита творческих
проектов, участие в конкурсах.
Формы проведения итоговой аттестации: защита творческих проектов.
3. Список литературы.
1. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
2. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития,
1997.
3. Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
4. Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
5. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
6. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
7. Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
8. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
9. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».