Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды
Принята
педагогическим советом
МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
протокол от 28 августа 2025 г. № 1
Утверждена
приказом директора
МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
от 28 августа 2025 г. № 52
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Азбука общения»
возраст детей: 12-14 лет
срок реализации – 1 год
Автор:
Мелехина Наталья Анатольевна,
учитель МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
г. Полевской, 2025г.
I.
Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность.
Программа дополнительного образования «Азбука общения» имеет социальногуманитарную направленность. Она обращена на развитие «универсальных» компетенций:
умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов,
способности принимать решения, социального проектирования и др.
Актуальность.
Подростковый возраст характеризуется рядом задач, которые должны быть решены ко
времени вхождения подростка во взрослую и самостоятельную жизнь. Ведущей деятельностью
подростка становится общение, при помощи которого он приобретает коммуникативные
навыки.
Уровень развития коммуникативных навыков трудно переоценить, поскольку человек
живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. Через
общение, коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей,
нормы общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и
цивилизации.
В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает
затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости,
закрытости, нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо, наоборот, – в развязности,
пренебрежении общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии –
общение со взрослыми на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как
раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на экране смартфона/телевизора. Для
многих из них все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Дети не
понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о
действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и
поверхностными замечаниями.
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной
жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных
занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше
денег и живут лучше, чем другие. Стремление к материальному успеху, а часто и к тому, что бы
просто элементарно выжить, заработав на самое необходимое, заставляет их работать еще
интенсивнее и еще больше. К внешним проблемам (нехватка денег, материальные
затруднения), добавились проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая
реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. Если в семье людям трудно найти
общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде.
Члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом; дома люди в
основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером.
Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных
трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее
число детей живет с одним из родителей.
Одним из факторов входа их подобного кризиса является умение общаться, сохраняя
хорошие отношения с другими людьми. Это становится все более важным.
Но, к сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего
социального навыка, в силу указанных выше обстоятельств – так, если родители не умеют
общаться между собой, то они не смогут научить этому и своего ребенка.
Эти факторы приводят к нарушению детско-родительских отношений, нарушения
социально-психологического климата и здоровья в семье, что, в свою очередь, нередко
приводит к девиантному поведению подростков. В этой ситуации крайне важно создать
возможность для действительного диалога родителей и подростков, способствовать их
открытой коммуникации, аттрактивному общению и т.п.
Навыки общения можно и нужно развивать не только в повседневной жизни, но и с
помощью занятий. И пусть не у каждого ребёнка есть такие способности сразу, но каждый
хотел бы почувствовать лёгкость и уверенность в себе, а также не испытывать никаких
трудностей в общении ни в детстве, ни во взрослой жизни.
Адресат.
Программа дополнительного образования «Азбука общения» разработана для учащихся
12-14 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не
имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему
желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной
программе не превышает 15 человек. Всего в работе по программе 1 группа. Состав группы
постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей по заявлению на
освободившиеся места.
Занятия строятся на возрастных особенностях и интересов ребят, имеют практическую
направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность 1 занятия 40 минут.
Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения
и необходимых для освоения - 34 часа в год.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
1.
Учиться договариваться без упрямства и сопротивления с вниманием к каждому
мнению;
2.
Учиться не поддаваться на провокации и выходить из токсичного общения в школе и
компаниях сверстников;
3.
Не испытывать страх при выступлении перед классом, учиться справляться с
волнением и чётко выражать свои мысли;
4.
Учиться с уважением относиться друг к другу, ценить и принимать уникальность
каждого, а также доверять и сотрудничать;
5.
Понимать силу команды, когда действуя вместе и сообща можно достичь
значительно большего. И почему так важно чувствовать поддержку самому и уметь
её оказывать другим;
6.
Приобретать умение слушать и слышать, развивать навыки дипломатичности и
учиться так вести любые переговоры, чтобы не было проигравших — Win-Win;
7.
Освоить умение говорить о чувствах, подбирать нужные слова, а также давать не
оскорбляющую чувства других обратную связь по поводу разных жизненных
ситуаций.
Виды контроля за результативностью обучения:
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями,
навыками, компетенциями.
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
всего
1.Общение как социально-культурная категория
Общение как один из ресурсов 2
успешной жизнедеятельности в
1.1
современных социо-культурных
условиях
1.2 Приемы
и
методы 3
Количество часов
В том числе
Теория
Практика
1
1
1
2
конструктивного общения.
1.3 Восприятие и понимание.
4
1
3
2.Общение в социуме
2.1 Социальные роли.
3
1
2
Межличностное общение с
1
2
людьми
разных
возрастов
(младше себя, равными себе,
2.2 старше себя), разного пола 3
(мужского и женского) и
разного
социального
положения.
2.3 Общение в семье.
3
1
2
Общение в образовательных
1
3
2.4
4
учреждениях.
3.Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и
укрепления здоровья
Речевое поведение как фактор
1
2
3.1 девиантного
поведения
и 3
средство его профилактики.
Умение
сказать
«нет».
1
2
3.2 Современные
риски
и 3
здоровый образ жизни.
4. Конфликтология
Методы
предупреждения
1
2
4.1
3
конфликтных ситуаций
Способы
выхода
из
1
2
4.2
3
конфликтных ситуаций
34
11
13
1.4 Планируемые результаты обучения
Реализация программы позволит получить следующие результаты:
узнать искусство внутреннего самоуправления, искусство понимания самого себя и
окружающих;
получить опыт использования навыков позитивного межличностного общения с людьми
разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и
женского) и разного социального положения;
получить опыт социально одобряемого речевого поведения в ситуациях выбора;
ознакомиться с системой «внутренних» запретов на девиантное поведение;
приобрести новый положительный социальный опыт для личного развития.
сформировать информационное и образовательное пространство, которое поможет
воспитанникам получить навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
Подросток, прошедший обучение по программе, узнает о способах предупреждения конфликта
и выхода из него, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со стрессами,
овладеет приемами релаксации. Это приведёт к снижению напряженности во взаимодействии с
окружающими и, как следствие, послужит профилактикой девиантного поведения.
Формы работы на занятиях:
Групповая
Работа в парах
Методы, используемые на занятиях:
Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал);
Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму);
Беседа;
Ролевая/психологическая игра;
Тренинг.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Условия реализации программы
Перечень учебно-литературного обеспечения
памятки,
научная и специальная литература,
раздаточный материал, видеозаписи,
мультимедийные материалы,
компьютерные программные средства и др.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
Наблюдение
Анализ результатов анкетирования, тестирования.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
2. Тестирование обучающихся (первичное и заключительное)
3.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Список литературы
Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов в
УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в
общественном сознании России. – М., 1998.
Болл М., Серульо Д. Жизнь на перепутье. – М., 1998.
Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М.,1999.
Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001.
Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.
Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Книга для
учителя. В над Заг.: Российская академия образования. Поволжский филиал института
развития личности. Отдел образования Администрации г. Самары. Благотворительный
фонд "Второе рождение". – Самара, 1996.
Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. –
Рига – М., 1997.
Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева,
Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
Пиз А. Язык телодвижения. – Новгород, 1992.
Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004.
Романов Е.С., Гребенникв Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи, 1996.
Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург,
1997.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига –
М., 1997.