Программа дополнительного образования В мире профессий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды
Принята
педагогическим советом
МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
протокол от 28 августа 2025 г. № 1

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
от 28 августа 2025 г. № 52

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - педагогической направленности

«В мире профессий»
возраст детей: 13-15 лет
срок реализации – 1 год

Автор:
Голендухина Ольга Александровна,
учитель МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды

г. Полевской, 2025г.

I.

Основные характеристики общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка

Направленность.
Программа дополнительного образования «В мире профессий» имеет социально-гуманитарную
направленность. Она обращена на оказание профориентационной поддержки учащимся в
процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
выработку у учащихся сознательного отношения к труду; профессиональное самоопределение в
условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями,
способностями и с учетом требований рынка труда.
Актуальность.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление
связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и
профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных
исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового
самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам экономическая по
результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная
проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов
общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и
потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении.
Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог
стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в
различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще
всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей,
друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно
оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные
условия семьи и главное – свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все
более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной
профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на
глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование
профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Адресат.
Программа дополнительного образования «В мире профессий» разработана для
учащихся 13-15 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детейинвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Всего в
работе по программе 1 группа. Состав групп постоянный. В течение года возможен
дополнительный прием детей по заявлению.
Занятия строятся на возрастных особенностях и интересах ребят, имеют практическую
направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения
и необходимых для освоения, - 34 часа в год.
1.2.

Цели и задачи программы

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими
самоопределения и выбора профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной
деятельности.
Задачи: формировать у учащихся устойчивые интересы к профессиональной деятельности;
формировать потребности в осознании и оценке качеств и возможностей личности в выборе
будущей профессии; познакомить учащихся с учреждениями дополнительного и
профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Виды контроля за результативностью обучения:
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями,
навыками, компетенциями.
1.3.

Содержание общеразвивающей программы

Тематическое планирование занятий
№
Тема занятий
6 – 8 классы
1
Ты выбираешь профессию.
2
Мир профессий. Человек – техника
3
Мир профессий. Человек – человек
4
Мир профессий. Человек – природа
5
Познай самого себя (тестирование)
6
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии?
7
Профориентации и медицинское консультирование
8
Мотивы выбора профессии
9
Психологические характеристики профессий
10
Профессии с большой перспективой
11
Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека.
12
Подвохи престижа
13
Труд и творчество – главный смысл жизни
14
Чего желают мама и папа?
15
Новые профессии
16
Профессии с большой перспективой
17
Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности
18
Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного
маршрута
19
Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор»
20
Основной и запасной варианты выбора. Принятие решения
21
Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура.
Теория и практика составления
22
Условия правильного выбора
23
Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. Деловая игра
24
Выбор профессии (рекомендации от психолога)
25
Сотвори свое будущее сам
Итого:

Кол-во часов
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
34

1.4 Планируемые результаты обучения
Реализация профориентационных мероприятий позволит получить следующие
результаты:
 положительное отношение к труду;
 умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
 умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами;
 умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в
осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
 оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
 обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
 активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Формы работы на занятиях:
 Групповая
 Индивидуальная
Методы, используемые на занятиях:
 Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал);
 Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму);
 Беседа;
 Ролевая/психологическая игра;
 Тренинг.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1 Условия реализации программы
Перечень учебно-литературного обеспечения
 памятки,
 научная и специальная литература,
 раздаточный материал, видеозаписи,
 мультимедийные материалы,
 компьютерные программные средства и др.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
- Наблюдение.
- Анализ результатов анкетирования, тестирования.
3. Список литературы
1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность/ под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.
– М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во:
«Институт практической психологии», 2000.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Изд.
Центр «Академия», 2002.
6. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1985.
8. Воспитание и развитие личности в социуме: (Комплексно-целевая программа). – Арабеск,
2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».