Программа дополнительного образования Ритм

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского муниципального округа Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды
Принята
педагогическим советом
МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
протокол от 28 августа 2025 г. № 1

Утверждена
приказом директора
МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды
от 28 августа 2025 г. № 52

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Ритм»
возраст детей: 7-12 лет
срок реализации – 1 год

Автор:
Ушакова Анна Сергеевна,
учитель МБОУ ПМО СО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды

г. Полевской, 2025г.

Пояснительная записка
Направленность.
Программа
дополнительного
образования
«Ритм»
имеет
художественную
направленность. Она способствует физическому и эстетическому развитию обучающихся,
позволяет расширить собственные представления о строении своего тела, прививает
стремлениек выражению своих чувств и эмоций через танец и ведению здорового образа жизни.
Актуальность.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами
эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на
духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных
целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием
развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для
личностного поведения ребенка.
Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают
переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание
детей, отвлекаетих от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой
основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания
определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного
представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание
природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать
поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого
состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных
образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо
словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского
воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при
посредстве собственного тела».
Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем
в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения
особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее
восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным
творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз
следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты
драматизации и сближает его с сюжетно- ролевой игрой, которая по выражению Л.С.
Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца
также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков
способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для
формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в
единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Адресат.
Программа дополнительного образования «Ритм» разработана для обучающихся 6-9 лет
разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей - инвалидов, не имеющих
особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему желанию и
заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной программе
составляет не более 15 человек. Всего в программе 1 группа. Состав группы постоянный. В
течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места.
Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития и одаренности детей.
Взаимоотношения педагога и учащихся основаны на взаимопонимании, демократических
принципах. Организационная форма работы предусматривает работу в приспособленном
помещении (актовый зал, спортивный зал).
Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения
и необходимых для освоения программы – 34 часа в год.

Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения программы
необходимо 34 часа в год.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в
танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством
обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства,
являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и
двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и
понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в
соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль
в танце, вербальное поощрение и т. д.).
9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы.
Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий: танцевальные репетиции, беседы, праздники.
Основные виды занятий: индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен
результатами танцевальной деятельности.
Методы занятий:
- игровой;
- демонстрационный (метод показа);
- метод творческого взаимодействия;
- метод наблюдения и подражания;
- метод упражнений;
- метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом.
Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном
варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во
время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые
сочетаются со слуховыми впечатлениями.
Приоритетные направления работы:
- Знакомство с историей танца, музыкальной грамотой;
- изучение элементов акробатики, аэробики, гимнастики, классического и народного танцев;
- знакомство с направлениями современного танца;
- постановка танцевальных номеров и участие в праздничных мероприятиях.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками,
необходимо учитывать некоторые особенности:
• возрастные особенности воспитанников;
• личные интересы и приоритеты воспитанников;
• потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
• качество подготовки к моменту начала изучения предмета;

• происходящие в мире перемены.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
• здоровьесберегающая технология, помогает воспитать всесторонне развитую личность,
бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
• информационно-коммуникативная технология, позволяющая воспитанникам получать
новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся
пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в
которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного
результата;
• деятельностная технология, посредством которой воспитанники изучают новый материал
через личный показ педагогом и его объяснения с последующим повторением;
• проектная технология заключается в организации под руководством педагога творческой
лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую
импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
• игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развивает воображение и
фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
• технология дифференцированного обучения, помогает в обучении каждого на уровне его
возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств
личности, воспитании человека высокой культуры.

Регулярность занятий 1 час в неделю, 34 часа в год. Содержание программы
Подготовка к занятиям. Повторение основных танцевальных навыков (6 часов)
Проведение инструктажа по технике безопасности. Постановка задач на новый учебный год.
Знакомство с основными элементами различных танцев
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей
современного танца.
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.
Разминка. Упражнение классического дренажа. Подготовка ко Дню учителя.
Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения. Подготовка ко Дню
учителя. Прогон танца
Современный танец (4 часа)
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню матери Изучение основных элементов вальса
Отработка основных движений. Акробатика в современном танце
Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного
танца. Отработка всего танца
Составляющие характера танца (6 часов)
Танцевальная импровизация.
Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. Ритмика.
Портретная гимнастика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл».
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл». Подготовка к новогодним мероприятиям.
Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех танцев
Движения в соответствии с характером музыки (3 часа)
Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с воротцами, движение хороводным шагом со
сменойположения рук, не останавливая движений. Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных
произведений
«Вальс», классика.
Портретная гимнастика. Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости
и ритмичности движений.
Понятие пространственных перестроений ( 5 часов)
Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика.
Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене,
затем лицом к опоре). Разучивание движений к танцу. Подготовка ко Дню защитников
Отечества.

Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения
эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание
движений к танцу.
Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного танца. Соединение
выученных движений в одну картинку стилизованного танца.
Чтобы танец был красивым (11 часов)
Подготовка танца к празднику 8 Марта. Отработка элементов Отработка элементов. Отработка
движений, связок
Отработка всего танца. Подготовка танца к празднику 9 Мая
Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и
постановка современного танца «Танец со свечами». Отработка элементов
Отработка движений, связок Разучивание танца к последнему звонкуОтработка движений
Отработка движений
Обсуждение выступлений на концертах. Игры с детьми.
Прогнозируемый результат
В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более
сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с
дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от
скованности и зажатости.
2. В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении
информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью
принимать творческие решения.
3. В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники
получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают
и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной
музыкальной культуре.
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и
смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом
творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе.
1.

Календарно-тематический план
№

1
2
3
4
5
6

7

8

Тема занятия
Подготовка к занятиям. Повторение основных
танцевальных навыков
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Постановка задач на новый учебный год.
Знакомство с основными элементами различных
танцев
Отработка движений. Просмотр видеофильмов или
концертов детских ансамблей современного танца.
Разучивание разминки. Подготовка ко Дню учителя.
Разминка. Упражнение классического дренажа.
Подготовка ко Дню учителя.
Ритмический
тренаж:
музыкальные
пространственные упражнения. Подготовка ко Дню
учителя. Прогон танца
Современный танец
Знакомство с танцем «Первая любовь» ко Дню
матери
Изучение основных элементов вальса
Отработка основных движений. Акробатика в
современном танце

Количество
часов
6

Форма занятия
теория
практика
1,5
4,5

1

1

1

0,5

0,5

1

1

1
1

1
1

1

1

4
1

1

0,5

3,5
1

1

9
10
11
12
13
14
15
16

17

18

19

20

21

22

23
24

25
26
27
28

29
30
31
32

Отработка связок. Просмотр видеофильмов или
концертов детских ансамблей современного танца.
Отработка всего танца
Составляющие характера танца
Танцевальная импровизация.
Составляющие характера танца: мимика, жесты,
танцевальные акценты и т.д.
Ритмика. Портретная гимнастика. Разучивание
движений к танцу «Мюзикл»
Ритмика. Разучивание движений к танцу «Мюзикл».
Подготовка к новогодним мероприятиям.
Соединение движений к танцу «Мюзикл» воедино.
Ритмика. Репетиция танца «Мюзикл». Прогон всех
танцев
Движения в соответствии с характером музыки
Хороводный шаг: плавный хоровод, змейка с
воротцами, движение хороводным шагом со сменой
положения рук, не останавливая движений.
Пружинящий шаг. Бег, галоп, поскоки
Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу».
Прослушивание
музыкальных
произведений
«Вальс», классика.
Портретная гимнастика. Повторение танцев.
Синхронность движений. Отработка четкости и
ритмичности движений.
Понятие пространственных перестроений
Понятие пространственных перестроений: линия,
колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню
защитников Отечества.
Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й
позиции (изучение сначала спиной к стене, затем
лицом к опоре). Разучивание движений к танцу.
Подготовка ко Дню защитников Отечества.
Партерный экзерсис: упр. на натяжение и
расслабление
мышц
тела,
для
улучшения
эластичности мышц плеча и предплечья, развитие
подвижности локтевого сустава. Разучивание
движений к танцу.
Соединение выученных движений в одну картинку
стилизованного танца.
Соединение выученных движений в одну картинку
стилизованного танца.
Чтобы танец был красивым
Подготовка танца к празднику 8 Марта
Отработка элементов
Отработка движений, связок
Отработка всего танца
Подготовка танца к празднику 9 Мая
Классический тренаж. Разучивание отдельных
элементов, движений. Соединение и постановка
современного танца «Танец со свечами»
Отработка элементов
Отработка движений, связок
Разучивание танца к последнему звонку
Отработка движений

1

0,5

0,5

1
6
1
1

1
6
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

3
1

3
1

1

1

1

1

5
1

5
1

1

1

1

1

1

1

1

1

11
1

11
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

33 Отработка движений
34 Обсуждение выступлений на концертах. Игры с
детьми.
ИТОГО

1
1

1
1

34

Используемая литература
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000
2. Ерохина О.В. Школа Танцев для детей/ Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Дону:
Феникс, 2003.
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для
детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.
СПб.: «Детство-пресс»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».