МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.В. КОЛОГОЙДЫ ПРИНЯТА: Педагогическим советом МБОУ ПГО «СОШ № 1» Имени Героя Советского Союза Н.В.Кологойды Протокол № ___ от ________________ УТВЕРЖДЕНА: Приказом директора МБОУ ПГО «СОШ № 1» имени Героя Советского Союза Н.В.Кологойды _____________ Н.В.Григорьева №___ от "___" _________ 20___г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Юнармеец» возраст детей: 12-16 лет срок реализации – 1 год Автор: Янборисов Андрей Равильевич , МБОУ ПГО «СОШ № 1» имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды, Учитель ОБЖ г.Полевской, 2021г. 1. Основные характеристики общеразвивающей программы. 1.1. Пояснительная записка. Направленность. Программа дополнительного образования «Юнармеец» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она способствует обучению меткой стрельбе, неполной разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжению магазина АК учебными патронами. Актуальность. Программа "Юнармеец" составлена с целью обучения школьников стрельбе из пневматического оружия. В программе предусмотрено не только обучение меткой стрельбе, но обучение неполной разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжение магазина АК учебными патронами. Программа составлена на основе ФГОС. Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в системе дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» не достаточно времени уделяется этим темам, а в программу современного комплекса ГТО входит стрельба. Поэтому данная программа используется для стрелковой подготовки допризывной и призывной молодежи. Программа предназначена для обучающихся 5-7 классов. Возрастной диапазон 12-14 лет. Программа разработана с учетом: - использования имеющегося в наличии школы простейшего спортивного инвентаря; - многолетнего опыта работы стрелковых кружков образовательных учреждений (рекомендована тематика занятий, рассчитано оптимальное количество часов и боеприпасов); - освоения простейших упражнений, выполнение которых из школьного оружия в условиях соревнований дает право на присвоение значка ГТО, а так же спортивного разряда. Адресат. Программа дополнительного образования «Юнармеец» разработана для обучающихся 12-16 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной программе составляет 10 человек. Всего в программе 1 группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные места. Обучение по программе «Юнармеец» ведётся в соответствии с возрастными особенностями подростков. Подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения подростка. Интенсивное общение у подростка сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе. Подростковый возраст является по сути кризисным. Мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребёнком идеал означает ребёнком наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребёнка становятся всё более обобщёнными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения. Центральным новообразованием считается чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не о ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут. Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 35 часов в год. Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения программы необходимо 35 часов в год. Перечень форм обучения. Форма обучения – очная. Формы организации образовательной деятельности с детьми: - всей группой - по подгруппам - индивидуально Перечень видов занятий. Формы проведения занятий – беседа, тренировка, зачет, практическое выполнение упражнений по стрельбе, соревнование. Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности, индивидуальности, доступности, систематичности. Занятия строятся по обычной общепринятой схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по спортивному совершенствованию. При прохождении темы «Изучение и совершенствование техники стрельбы» 25% времени отводится на тренировки без действительного выстрела. В области теоретической, технической, тактической и психологической подготовки ставится задача: расширить объем знаний, научить занимающихся анализировать свои действия, научить их понимать, из каких компонентов складывается производство точного и меткого выстрела. В конце обучения рекомендуется чаще практиковать тренировки, приближенные к условиям соревнований, больше участвовать в соревнованиях. Теоретическая подготовка знакомит кружковцев с правилами соревнований, с элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого объема тренировок для достижения высоких спортивно-технических результатов. Техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой крючок оружия. В конце подготовительного периода со спортсменами, имеющими достаточную техническую подготовку, рекомендуется периодически проводить занятия в условиях, приближенных к соревнованиям. Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения. Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств, помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные занимающимися знания, хорошая техническая и физическая подготовка делают их более уверенными в своих действиях. Всесторонняя подготовка поможет спортсменам в дальнейшем принимать более правильные решения в условиях соревнований. В плане работы кружка учтено проведение нескольких соревнований, как внутренних — квалификационных (на первенство кружка и т. п.), так и массовых (на первенство школы). Это необходимо для популяризации стрелкового спорта среди учащихся, показа работы и достижений кружка, привлечения новых ребят к занятиям стрелковым спортом. Массовые соревнования проводятся при самом активном участии членов стрелкового кружка. Темы теоретических и практических занятий адаптированы с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, направлены на воспитание патриотизма и в дальнейшем на подготовку к защите Родины Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы. Система контроля за достижениями учащихся: Наблюдение; Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, фестивалях различного уровня. Критерии результативности 1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах, патриотических акциях. 2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным мероприятиям, по темам программы. 3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся. 4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах. 1.2. Цели и задачи программы. Цель: создание условий для удовлетворения стремления молодежи допризывного возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами спорта. Задачи: - Обучающая. Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе; разбирать и собирать автомат Калашникова, а также осуществлять его чистку, смазку; устранять возможные неисправности и задержки при стрельбе; метко стрелять по мишеням из пневматической винтовки на различные расстояния и из различных положений; корректировать стрельбу и вносить поправки; настраивать прицел; обслуживать и ремонтировать пневматическую винтовку; - Воспитательная. Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории; целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм и коммуникабельность. - Развивающая. Развивать у учащихся внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность. Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план № Название темы Общее кол-во часов 1 Теоретич. Практич. часть часть (час.) (час.) 1 1. 2. 3 4 5 Введение. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки Основы техники стрельбы и материальная часть стрелкового оружия Правила соревнований и проведение соревнований по стрельбе Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировки 2 2 5 2 3 4 1 3 23 - 23 35 6 29 Всего Содержание программы Структурно программа состоит из пяти разделов. Раздел 1: Введение (1 час) Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы –россияне в стрелковом спорте. Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами и местами проведения занятий. Нормативы ГТО по стрельбе. Обязанности дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб. Раздел 2: Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки (2 час) Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы (кабинет ОБЖ, спортгородок). Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. Раздел 3: Основы техники стрельбы Материальная часть стрелкового оружия. (5 часов) Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство пневматических винтовок. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки. Настройка пневматических винтовок. Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле. Осмотр оружия. Уход за оружием. Назначение, боевые свойства, общее устройство и модификации автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Снаряжение магазина патронами. Основы стрельбы. Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная скорость. Отдача ружья, полет пули в воздухе. Образование траектории и её элементы. Прицеливание. Варианты техники спуска курка. Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в условиях соревнований. Основы техники стрельбы. Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. Особенности изготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, баланс оружия. Спуск курка. Раздел 4: Правила соревнований их проведение. (4 час) Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной стрельбе. Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест. Представители, тренеры и капитаны команд. Допуск участников к соревнованиям. Меры безопасности при обращении с оружием при проведении соревнований. Общие обязанности и права членов судейской коллегии. Проведение групповых и внутри школьных соревнований по стрельбе. Раздел 5: Изучение и совершенствование техники стрельбы. (23 часа) Прицеливание с открытым прицелом. Тренировки. Изучение изготовки для стрельбы сидя с опорой локтями о стол или стоя с опорой на стойку. Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Стрельба. Тренировка в изготовке без выстрела. Прицеливание с оптическим прицелом Стрельба по белому листу на кучность. Стрельба по мишени с черным кругом. Определение средней точки попаданий. Стрельба с корректировкой. Освоение стрельбы из положения стоя. Тренировки. Ознакомление с условиями выполнения нормативов по стрельбе комплекса ГТО. Стрельба из ПВ на выполнение норматива комплекса ГТО. 3. Календарно-тематическое планирование кружка « Юнармеец» № 1 2 3 4 5 6 Тема занятия Введение Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы – россияне в стрелковом спорте. Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами и местами проведения занятий. Нормативы ГТО по стрельбе. Обязанности дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки. Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы (кабинет ОБЖ, спортгородок). Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. Основы техники стрельбы. Материальная часть стрелкового оружия Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство пневматических винтовок. Материальная часть стрелкового оружия. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Замена основных частей и механизмов винтовки. Настройка пневматических винтовок. Основы стрельбы. Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная скорость. Образование траектории и её элементы. Прицеливание. Техника спуска курка. Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в условиях соревнований. Основы техники стрельбы. Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. Особенности изготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, баланс оружия. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Спуск курка. Основы техники стрельбы. Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле. Осмотр оружия. Уход за оружием. Изучение и совершенствование техники стрельбы. Прицеливание с открытым прицелом. Тренировки. Материальная часть стрелкового оружия. Назначение, боевые свойства, общее устройство и модификации автомата Калашникова. Правила соревнований Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной стрельбе. Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест. Соревнования. Проведение групповых соревнований по стрельбе из ПВ Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка 20 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка 21 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка 22 23 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка 24 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка 25 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка 26 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Ознакомление с условиями 27 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба из ПВ на 28 Соревнования. Проведение внутри школьных соревнований по стрельбе. 29 30 31 32 33 34 35 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка Итоговые соревнования. Проведение групповых соревнований по стрельбе из ПВ Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка выполнения нормативов по стрельбе комплекса ГТО. выполнение норматива комплекса ГТО. 1.4. Планируемые результаты обучения Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Юнармеец» являются: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной; Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Юнармеец» являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Юнармеец» являются следующие умения: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со сверстниками элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; выполнение нормативов комплекса ГТО по стрельбе, спортивных разрядов по итогам соревнований. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы. 2.1. Условия реализации программы: Средства обучения - Пневматическая винтовка - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации программы; - Макет автомата - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации программы; - Мишень (пулевая стрельба) - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени реализации программы. Описание материально-технического обеспечения № 1 2 3 Наименование средств материально-технического обеспечения Книгопечатная продукция: Учебные пособия: Пулевая стрельба (Москва 1989 г., «Просвещение»), Организация и судейство стрелковых соревнований, Патриотическое воспитание школьников (Москва 2005г) Технические средства обучения: - компьютер, проектор, презентации Оборудование класса: - пневматическое оружие -макеты АК -74, Пулеулавливатель, Биатлонные мишени Комплект плакатов: «Огневая подготовка» - кадровое обеспечение: Педагог – организатор ОБЖ 2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система контроля за достижениями учащихся: Наблюдение; Количест во 1 1 1 1 1 2 шт, 2 шт, 1 шт, 1 шт. 1 шт. Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, фестивалях различного уровня. Критерии результативности 1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах, патриотических акциях. 2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным мероприятиям, по темам программы. 3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся. 4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах. 3. Список литературы 3.1. Список литературы для педагога 1. Современная допризывная подготовка молодежи. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Даурцев К.В. «Учебный центр «Вымпел-Каскад»». – М., 2014 2. Гражданская защита: энциклопедический словарь/Под общей редакцией С.К. Шойгу. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005 3.СмирновА.Т.Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. 5-7 классы. – М.: Просвещение,2012 4. Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Под редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Издательство «Русский журнал», 2011 5. «Наставление по стрелковому делу». – М.: Издательство Министерства обороны РФ, 2007 6. ОВУ ВС РФ. – М.: Издательство Министерства обороны РФ, 2008 7. Интернет ресурсы: - http://sodpm.ru - http://обж.рф - http://www.studmed.ru/maklakov-ag-psihologiya-i-pedagogika-voennayapsihologiya_a6c592abec3.html 3.2. Список литературы для обучающихся 1. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001 2. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006 3. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004 4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность/Авт.-сост. Т.А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007 5. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005 6. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 7. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004 8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006 9. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005