Программа дополнительного образования Юнармеец

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.В. КОЛОГОЙДЫ
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
МБОУ ПГО «СОШ № 1»
Имени Героя Советского Союза
Н.В.Кологойды
Протокол № ___ от ________________

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом директора
МБОУ ПГО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В.Кологойды
_____________ Н.В.Григорьева
№___ от "___" _________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«Юнармеец»
возраст детей: 12-16 лет
срок реализации – 1 год

Автор: Янборисов Андрей Равильевич ,
МБОУ ПГО «СОШ № 1»
имени Героя Советского Союза
Н.В. Кологойды,
Учитель ОБЖ

г.Полевской, 2021г.

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Юнармеец» имеет
физкультурно-спортивную направленность. Она способствует обучению меткой
стрельбе, неполной разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжению магазина АК
учебными патронами.
Актуальность.
Программа "Юнармеец" составлена с целью обучения школьников стрельбе из
пневматического оружия. В программе предусмотрено не только обучение меткой
стрельбе, но обучение неполной разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжение
магазина АК учебными патронами. Программа составлена на основе ФГОС.
Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в системе
дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» не достаточно времени
уделяется этим темам, а в программу современного комплекса ГТО входит стрельба.
Поэтому данная программа используется для стрелковой подготовки допризывной и
призывной молодежи. Программа предназначена для обучающихся 5-7 классов.
Возрастной диапазон 12-14 лет.
Программа разработана с учетом:
- использования имеющегося в наличии школы простейшего спортивного инвентаря;
- многолетнего опыта работы стрелковых кружков образовательных учреждений
(рекомендована тематика занятий, рассчитано оптимальное количество часов и
боеприпасов);
- освоения простейших упражнений, выполнение которых из школьного
оружия в условиях соревнований дает право на присвоение значка ГТО, а так же
спортивного разряда.
Адресат. Программа дополнительного образования «Юнармеец» разработана для
обучающихся 12-16 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе составляет 10 человек. Всего в программе 1
группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием
детей после собеседования на свободные места.
Обучение по программе «Юнармеец» ведётся в соответствии с возрастными
особенностями подростков. Подростковый возраст начинается с изменения социальной
ситуации развития. Психологические особенности подросткового возраста связаны с
противоречивостью поведения подростка. Интенсивное общение у подростка сменяется
замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе.
Подростковый возраст является по сути кризисным. Мораль подростка не имеет опоры в
моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко
изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную
устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребёнком идеал означает
ребёнком наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере
развития ребёнка становятся всё более обобщёнными и начинают выступать в качестве
сознательно выбранного образца для поведения. Центральным новообразованием
считается чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не о ребёнке.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым,

что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со
сверстниками и взрослыми.
Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 35 часов в год.
Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения
программы необходимо 35 часов в год.
Перечень форм обучения.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
- всей группой
- по подгруппам
- индивидуально
Перечень видов занятий.
Формы проведения занятий – беседа, тренировка, зачет, практическое выполнение
упражнений по стрельбе, соревнование.
Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением
основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности,
индивидуальности, доступности, систематичности. Занятия строятся по обычной
общепринятой схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная
часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по спортивному
совершенствованию. При прохождении темы «Изучение и совершенствование техники
стрельбы» 25% времени отводится на тренировки без действительного выстрела. В
области теоретической, технической, тактической и психологической подготовки
ставится задача: расширить объем знаний, научить занимающихся анализировать
свои действия, научить их понимать, из каких компонентов складывается производство
точного и меткого выстрела. В конце обучения рекомендуется чаще практиковать
тренировки, приближенные к условиям соревнований, больше участвовать в
соревнованиях.
Теоретическая подготовка знакомит кружковцев с правилами соревнований, с
элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого
объема тренировок для достижения высоких спортивно-технических результатов.
Техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося
рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной
работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой
крючок оружия. В конце подготовительного периода со спортсменами, имеющими
достаточную техническую подготовку, рекомендуется периодически проводить
занятия в условиях, приближенных к соревнованиям.
Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения.
Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный
материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств,
помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные занимающимися знания,
хорошая техническая и физическая подготовка делают их более уверенными в своих
действиях. Всесторонняя подготовка поможет спортсменам в дальнейшем принимать
более правильные решения в условиях соревнований.
В плане работы кружка учтено проведение нескольких соревнований, как внутренних —
квалификационных (на первенство кружка и т. п.), так и массовых (на первенство школы).
Это необходимо для популяризации стрелкового спорта среди учащихся, показа работы и
достижений кружка, привлечения новых ребят к занятиям стрелковым спортом. Массовые
соревнования проводятся при самом активном участии членов стрелкового кружка. Темы

теоретических и практических занятий адаптированы с учетом возрастных и
психологических особенностей ребенка, направлены на воспитание патриотизма и в
дальнейшем на подготовку к защите Родины
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
Система контроля за достижениями учащихся:
 Наблюдение;
 Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях,
фестивалях
различного уровня.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для удовлетворения стремления молодежи допризывного
возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами
спорта.
Задачи:
- Обучающая.
Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного
стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия
России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время
учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе;
разбирать и собирать автомат Калашникова, а также осуществлять его чистку, смазку;
устранять возможные неисправности и задержки при стрельбе; метко стрелять по
мишеням из пневматической винтовки на различные расстояния и из различных
положений; корректировать стрельбу и вносить поправки; настраивать прицел;
обслуживать и ремонтировать пневматическую винтовку;
- Воспитательная.
Воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым
Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории;
целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм
и коммуникабельность.
- Развивающая.
Развивать у учащихся внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность.
Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные
расстояния из различных положений.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№

Название темы

Общее
кол-во
часов
1

Теоретич. Практич.
часть
часть
(час.)
(час.)
1

1.
2.

3
4

5

Введение.
Меры обеспечения безопасности при
проведении стрельбы из пневматической
винтовки
Основы техники стрельбы и материальная
часть стрелкового оружия
Правила соревнований и проведение
соревнований по стрельбе
Изучение и совершенствование техники
стрельбы. Тренировки

2

2

5

2

3

4

1

3

23

-

23

35

6

29

Всего

Содержание программы
Структурно программа состоит из пяти разделов.
Раздел 1: Введение (1 час)
Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы –россияне в
стрелковом спорте. Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с
методами и местами проведения занятий. Нормативы ГТО по стрельбе. Обязанности
дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб.
Раздел 2: Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из
пневматической винтовки (2 час)
Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения
стрельбы (кабинет ОБЖ, спортгородок). Сигналы и команды, подаваемые при
проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер
безопасности при проведении стрельб.
Раздел 3: Основы техники стрельбы
Материальная часть стрелкового оружия. (5 часов)
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство
пневматических винтовок. Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки.
Замена основных частей и механизмов винтовки. Настройка пневматических винтовок.
Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле. Осмотр оружия. Уход за
оружием. Назначение, боевые свойства, общее устройство и модификации автомата
Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата. Снаряжение магазина
патронами.
Основы стрельбы.
Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная скорость. Отдача
ружья, полет пули в воздухе. Образование траектории и её элементы. Прицеливание.
Варианты техники спуска курка. Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в
условиях соревнований.

Основы техники стрельбы.
Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. Особенности
изготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, баланс оружия. Спуск
курка.
Раздел 4: Правила соревнований их проведение. (4 час)
Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной
стрельбе. Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест. Представители,
тренеры и капитаны команд. Допуск участников к соревнованиям. Меры безопасности
при обращении с оружием при проведении соревнований. Общие обязанности и права
членов судейской коллегии. Проведение групповых и внутри школьных соревнований по
стрельбе.
Раздел 5:
Изучение и совершенствование техники стрельбы. (23 часа)
Прицеливание с открытым прицелом. Тренировки. Изучение изготовки для стрельбы сидя
с опорой локтями о стол или стоя с опорой на стойку. Техника отработки спуска
(производство выстрела). Тренировка в прицеливании и отработке спуска без
действительного выстрела. Стрельба. Тренировка в изготовке без выстрела. Прицеливание
с оптическим прицелом Стрельба по белому листу на кучность. Стрельба по мишени с
черным кругом. Определение средней точки попаданий. Стрельба с корректировкой.
Освоение стрельбы из положения стоя. Тренировки. Ознакомление с условиями
выполнения нормативов по стрельбе комплекса ГТО. Стрельба из ПВ на выполнение
норматива комплекса ГТО.
3. Календарно-тематическое планирование кружка « Юнармеец»
№

1

2

3
4
5

6

Тема занятия
Введение Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы –
россияне в стрелковом спорте. Ознакомление с программой и расписанием
занятий. Ознакомление с методами и местами проведения занятий. Нормативы
ГТО по стрельбе. Обязанности дежурного по поддержанию порядка при
проведении стрельб.
Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из
пневматической винтовки. Порядок обращения с оружием. Правила
поведения в помещении для проведения стрельбы (кабинет ОБЖ,
спортгородок). Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их
выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при
проведении стрельб.
Основы техники стрельбы. Материальная часть стрелкового оружия
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство
пневматических винтовок.
Материальная часть стрелкового оружия. Техническое обслуживание,
ремонт, чистка и смазка винтовки. Замена основных частей и механизмов
винтовки. Настройка пневматических винтовок.
Основы стрельбы.
Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная скорость.
Образование траектории и её элементы. Прицеливание. Техника спуска курка.
Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в условиях
соревнований.
Основы техники стрельбы.
Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. Особенности
изготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, баланс оружия.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Спуск курка.
Основы техники стрельбы.
Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле. Осмотр
оружия. Уход за оружием.
Изучение и совершенствование техники стрельбы.
Прицеливание с открытым прицелом. Тренировки.

Материальная часть стрелкового оружия. Назначение, боевые свойства,
общее устройство и модификации автомата Калашникова.
Правила соревнований
Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной
стрельбе. Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест.
Соревнования.
Проведение групповых соревнований по стрельбе из ПВ
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

20

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

21

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

22
23

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

24

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

25

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

26

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Ознакомление с условиями

27

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба из ПВ на

28

Соревнования. Проведение внутри школьных соревнований по стрельбе.

29
30
31
32
33
34
35

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Итоговые соревнования. Проведение групповых соревнований по стрельбе из
ПВ

Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

выполнения нормативов по стрельбе комплекса ГТО.
выполнение норматива комплекса ГТО.

1.4. Планируемые результаты обучения
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Юнармеец» являются:



умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
 умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
 умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются
следующие умения:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
 воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
курсу «Юнармеец» являются следующие умения:
 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
 общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
 управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
 технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Юнармеец» являются следующие умения:
 оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки
и способы их устранения;
 организовывать и проводить со сверстниками элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
 бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
 в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
 находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;






применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
выполнение нормативов комплекса ГТО по стрельбе, спортивных разрядов по итогам
соревнований.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
2.1. Условия реализации программы:
Средства обучения
- Пневматическая винтовка - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени
реализации программы;
- Макет автомата - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Мишень (пулевая стрельба) - требуется 1 штука на группу, используется 100% времени
реализации программы.
Описание материально-технического обеспечения
№
1

2

3

Наименование средств материально-технического
обеспечения
Книгопечатная продукция:
Учебные пособия:
Пулевая стрельба (Москва 1989 г., «Просвещение»),
Организация и судейство стрелковых соревнований,
Патриотическое воспитание школьников (Москва 2005г)
Технические средства обучения:
- компьютер,
проектор,
презентации
Оборудование класса:
- пневматическое оружие
-макеты АК -74,
Пулеулавливатель,
Биатлонные мишени
Комплект плакатов: «Огневая подготовка»

- кадровое обеспечение:
Педагог – организатор ОБЖ
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
 Наблюдение;

Количест
во

1
1
1
1
1

2 шт,
2 шт,
1 шт,
1 шт.
1 шт.



Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях,
фестивалях
различного уровня.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.
3. Список литературы
3.1. Список литературы для педагога
1. Современная допризывная подготовка молодежи. Учебно-методическое пособие. Под
общей редакцией Даурцев К.В. «Учебный центр «Вымпел-Каскад»». – М., 2014
2. Гражданская защита: энциклопедический словарь/Под общей редакцией С.К. Шойгу. –
М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005
3.СмирновА.Т.Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный
учебник. 5-7 классы. – М.: Просвещение,2012
4. Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности». Под редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Издательство «Русский
журнал», 2011
5. «Наставление по стрелковому делу». – М.: Издательство Министерства обороны РФ,
2007
6. ОВУ ВС РФ. – М.: Издательство Министерства обороны РФ, 2008
7. Интернет ресурсы:
- http://sodpm.ru
- http://обж.рф
- http://www.studmed.ru/maklakov-ag-psihologiya-i-pedagogika-voennayapsihologiya_a6c592abec3.html
3.2. Список литературы для обучающихся
1. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.:
ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001
2. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006
3. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.
П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004
4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,
кружки, поисковая деятельность/Авт.-сост. Т.А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007
5. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие /
Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005
6. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10
классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005
7. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных
объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004
8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006
9. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников,
сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».