I. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка. Направленность. Программа дополнительного образования «Азбука общения» имеет социальногуманитарную направленность. Она обращена на развитие «универсальных» компетенций: умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов, способности принимать решения, социального проектирования и др. Актуальность. Подростковый возраст характеризуется рядом задач, которые должны быть решены ко времени вхождения подростка во взрослую и самостоятельную жизнь. Ведущей деятельностью подростка становится общение, при помощи которого он приобретает коммуникативные навыки. Уровень развития коммуникативных навыков трудно переоценить, поскольку человек живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. Через общение, коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей, нормы общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и цивилизации. В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости, закрытости, нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо, наоборот, – в развязности, пренебрежении общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии – общение со взрослыми на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на экране смартфона/телевизора. Для многих из них все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Дети не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем другие. Стремление к материальному успеху, а часто и к тому, что бы просто элементарно выжить, заработав на самое необходимое, заставляет их работать еще интенсивнее и еще больше. К внешним проблемам (нехватка денег, материальные затруднения), добавились проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде. Члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом; дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число детей живет с одним из родителей. Одним из факторов входа их подобного кризиса является умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми. Это становится все более важным. Но, к сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, в силу указанных выше обстоятельств – так, если родители не умеют общаться между собой, то они не смогут научить этому и своего ребенка. Эти факторы приводят к нарушению детско-родительских отношений, нарушения социально-психологического климата и здоровья в семье, что, в свою очередь, нередко приводит к девиантному поведению подростков. В этой ситуации крайне важно создать возможность для действительного диалога родителей и подростков, способствовать их открытой коммуникации, аттрактивному общению и т.п. Навыки общения можно и нужно развивать не только в повседневной жизни, но и с помощью занятий. И пусть не у каждого ребёнка есть такие способности сразу, но каждый хотел бы почувствовать лёгкость и уверенность в себе, а также не испытывать никаких трудностей в общении ни в детстве, ни во взрослой жизни. Адресат. Программа дополнительного образования «Азбука общения» разработана для учащихся 13-14 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной программе не превышает 15 человек. Всего в работе по программе 1 группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей по заявлению на освободившиеся места. Занятия строятся на возрастных особенностях и интересов ребят, имеют практическую направленность. Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность 1 занятия 40 минут. Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения - 35 часов в год. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы развитие коммуникативной компетентности учащихся Задачи: 1. Учиться договариваться без упрямства и сопротивления с вниманием к каждому мнению; 2. Учиться не поддаваться на провокации и выходить из токсичного общения в школе и компаниях сверстников; 3. Не испытывать страх при выступлении перед классом, учиться справляться с волнением и чётко выражать свои мысли; 4. Учиться с уважением относиться друг к другу, ценить и принимать уникальность каждого, а также доверять и сотрудничать; 5. Понимать силу команды, когда действуя вместе и сообща можно достичь значительно большего. И почему так важно чувствовать поддержку самому и уметь её оказывать другим; 6. Приобретать умение слушать и слышать, развивать навыки дипломатичности и учиться так вести любые переговоры, чтобы не было проигравших — Win-Win; 7. Освоить умение говорить о чувствах, подбирать нужные слова, а также давать не оскорбляющую чувства других обратную связь по поводу разных жизненных ситуаций. Виды контроля за результативностью обучения: Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план № Наименование темы всего Количество часов В том числе Теория Практика 1.Общение как социально-культурная категория Общение как один из ресурсов 1 1 1.1 2 успешной жизнедеятельности в современных социо-культурных условиях Приемы и методы 1.2 конструктивного общения. 1.3 Восприятие и понимание. Социальные роли. 2.1 1 2 4 1 2.Общение в социуме 1 3 3 3 2 Межличностное общение с 1 2 людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, 3 старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения. Общение в семье. 3 1 2 Общение в образовательных 1 3 4 учреждениях. 3.Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и укрепления здоровья Речевое поведение как фактор 1 3 девиантного поведения и 4 средство его профилактики. Умение сказать «нет». 1 2 Современные риски и здоровый 3 образ жизни. Конфликтология Методы предупреждения 1 2 3 конфликтных ситуаций Способы выхода из 1 2 3 конфликтных ситуаций 35 11 14 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 1.4 Планируемые результаты обучения Реализация программы позволит получить следующие результаты: узнать искусство внутреннего самоуправления, искусство понимания самого себя и окружающих; получить опыт использования навыков позитивного межличностного общения с людьми разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и женского) и разного социального положения; получить опыт социально одобряемого речевого поведения в ситуациях выбора; ознакомиться с системой «внутренних» запретов на девиантное поведение; приобрести новый положительный социальный опыт для личного развития. сформировать информационное и образовательное пространство, которое поможет воспитанникам получить навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Подросток, прошедший обучение по программе, узнает о способах предупреждения конфликта и выхода из него, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со стрессами, овладеет приемами релаксации. Это приведёт к снижению напряженности во взаимодействии с окружающими и, как следствие, послужит профилактикой девиантного поведения. Формы работы на занятиях: Групповая Работа в парах Методы, используемые на занятиях: Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал); Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму); Беседа; Ролевая/психологическая игра; Тренинг. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы: 2.1 Условия реализации программы Перечень учебно-литературного обеспечения памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система контроля за достижениями учащихся: Наблюдение Анализ результатов анкетирования, тестирования. Критерии результативности 1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов 2. Тестирование обучающихся (первичное и заключительное) 3. Список литературы Литература 1. Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов в УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5. 2. Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. 3. Болл М., Серульо Д. Жизнь на перепутье. – М., 1998. 4. Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М.,1999. 5. Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с. 6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001. 7. Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3. 8. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Книга для учителя. В над Заг.: Российская академия образования. Поволжский филиал института развития личности. Отдел образования Администрации г. Самары. Благотворительный фонд "Второе рождение". – Самара, 1996. 9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. – Рига – М., 1997. 10. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997. 11. Пиз А. Язык телодвижения. – Новгород, 1992. 12. Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004. 13. Романов Е.С., Гребенникв Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи, 1996. 14. Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995. 15. Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург, 1997. 16. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига – М., 1997.