Программа дополнительного образования Азбука общения

I.

Основные

характеристики

общеразвивающей

программы

1.1 Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Азбука общения» имеет социальногуманитарную направленность. Она обращена на развитие «универсальных» компетенций:
умение работать в команде, коммуникативные навыки, навыки разрешения конфликтов,
способности принимать решения, социального проектирования и др.
Актуальность.
Подростковый возраст характеризуется рядом задач, которые должны быть решены ко
времени вхождения подростка во взрослую и самостоятельную жизнь. Ведущей деятельностью
подростка становится общение, при помощи которого он приобретает коммуникативные навыки.
Уровень развития коммуникативных навыков трудно переоценить, поскольку человек
живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. Через общение,
коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей, нормы
общежития и пр., воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и цивилизации.
В силу возрастных особенностей и стиля воспитания подросток часто испытывает
затруднения в коммуникативной сфере, которые выражаются либо в застенчивости, закрытости,
нелюдимости, избегания очного общения и т.п., либо, наоборот, – в развязности, пренебрежении
общественными нормами общения, нивелировании возрастной иерархии – общение со взрослыми
на «ты» и пр. Сегодня даже многие дети уже не такие вежливые, как раньше. Их грубое поведение
часто повторяет увиденное на экране смартфона/телевизора. Для многих из них все труднее
становится нормально взаимодействовать с другими. Дети не понимают и не учитывают
индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных
и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями.
Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной
жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных
занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше
денег и живут лучше, чем другие. Стремление к материальному успеху, а часто и к тому, что бы
просто элементарно выжить, заработав на самое необходимое, заставляет их работать еще
интенсивнее и еще больше. К внешним проблемам (нехватка денег, материальные затруднения),
добавились проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и
проступки отдельных членов семьи. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом,
то и распадается она легче, чем прежде.
Члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом; дома люди в
основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером.
Число детей, растущих "без присмотра", возросло. У многих родителей хватает своих личных
трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число
детей живет с одним из родителей.
Одним из факторов входа их подобного кризиса является умение общаться, сохраняя
хорошие отношения с другими людьми. Это становится все более важным.
Но, к сожалению, многие дети ни в семье, ни в школе так и не приобретают этого важнейшего
социального навыка, в силу указанных выше обстоятельств – так, если родители не умеют
общаться между собой, то они не смогут научить этому и своего ребенка.
Эти факторы приводят к нарушению детско-родительских отношений, нарушения
социально-психологического климата и здоровья в семье, что, в свою очередь, нередко приводит к
девиантному
поведению
подростков.
В этой ситуации крайне важно создать возможность для действительного диалога родителей и
подростков, способствовать их открытой коммуникации, аттрактивному общению и т.п.

Навыки общения можно и нужно развивать не только в повседневной жизни, но и с
помощью занятий. И пусть не у каждого ребёнка есть такие способности сразу, но каждый хотел
бы почувствовать лёгкость и уверенность в себе, а также не испытывать никаких трудностей в
общении ни в детстве, ни во взрослой жизни.
Адресат. Программа дополнительного образования «Азбука общения» разработана для учащихся
13-14 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, не
имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему
желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Группа учащихся по данной
программе не превышает 15 человек. Всего в работе по программе 1 группа. Состав группы
постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей по заявлению на
освободившиеся места.
Занятия строятся на возрастных особенностях и интересов ребят, имеют практическую
направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность 1 занятия 40 минут.
Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и
необходимых для освоения - 35 часов в год.
1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы развитие коммуникативной компетентности учащихся
Задачи:
1.
Учиться договариваться без упрямства и сопротивления с вниманием к каждому
мнению;
2.
Учиться не поддаваться на провокации и выходить из токсичного общения в школе и
компаниях сверстников;
3.
Не испытывать страх при выступлении перед классом, учиться справляться с волнением
и чётко выражать свои мысли;
4.
Учиться с уважением относиться друг к другу, ценить и принимать уникальность
каждого, а также доверять и сотрудничать;
5.
Понимать силу команды, когда действуя вместе и сообща можно достичь значительно
большего. И почему так важно чувствовать поддержку самому и уметь её оказывать
другим;
6.
Приобретать умение слушать и слышать, развивать навыки дипломатичности и учиться
так вести любые переговоры, чтобы не было проигравших — Win-Win;
7.
Освоить умение говорить о чувствах, подбирать нужные слова, а также давать не
оскорбляющую чувства других обратную связь по поводу разных жизненных ситуаций.
Виды контроля за результативностью обучения:
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями,
навыками, компетенциями.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
всего

Количество часов
В том числе
Теория
Практика
1.Общение как социально-культурная категория
Общение как один из ресурсов
1
1
1.1
2
успешной жизнедеятельности в

современных социо-культурных
условиях
Приемы и методы
1.2
конструктивного общения.
1.3 Восприятие и понимание.
Социальные роли.

2.1

1

2

4
1
2.Общение в социуме
1
3

3

3

2

Межличностное общение с
1
2
людьми разных возрастов
(младше себя, равными себе,
3
старше себя), разного пола
(мужского и женского) и разного
социального положения.
Общение в семье.
3
1
2
Общение в образовательных
1
3
4
учреждениях.
3.Социально одобряемый индивидуальный стиль общения как фактор сохранения и
укрепления здоровья
Речевое поведение как фактор
1
3
девиантного поведения и
4
средство его профилактики.
Умение сказать «нет».
1
2
Современные риски и здоровый 3
образ жизни.
Конфликтология
Методы предупреждения
1
2
3
конфликтных ситуаций
Способы выхода из
1
2
3
конфликтных ситуаций
35
11
14

2.2

2.3
2.4

3.1

3.2
4.
4.1
4.2

1.4 Планируемые результаты обучения
Реализация программы позволит получить следующие результаты:








узнать искусство внутреннего самоуправления, искусство понимания самого себя и
окружающих;
получить опыт использования навыков позитивного межличностного общения с людьми
разных возрастов (младше себя, равными себе, старше себя), разного пола (мужского и
женского) и разного социального положения;
получить опыт социально одобряемого речевого поведения в ситуациях выбора;
ознакомиться с системой «внутренних» запретов на девиантное поведение;
приобрести новый положительный социальный опыт для личного развития.
сформировать информационное и образовательное пространство, которое поможет
воспитанникам получить навыки позитивного коммуникативного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.

Подросток, прошедший обучение по программе, узнает о способах предупреждения конфликта и
выхода из него, научится управлять своими эмоциями, сможет справляться со стрессами, овладеет
приемами релаксации. Это приведёт к снижению напряженности во взаимодействии с
окружающими и, как следствие, послужит профилактикой девиантного поведения.

Формы работы на занятиях:
 Групповая
 Работа в парах
Методы, используемые на занятиях:
 Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал);
 Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму);
 Беседа;
 Ролевая/психологическая игра;
 Тренинг.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы:
2.1 Условия реализации программы
Перечень учебно-литературного обеспечения
 памятки,
 научная и специальная литература,
 раздаточный материал, видеозаписи,
 мультимедийные материалы,
 компьютерные программные средства и др.
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
Наблюдение
Анализ результатов анкетирования, тестирования.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов
2. Тестирование обучающихся (первичное и заключительное)
3. Список литературы
Литература
1. Александрова Е.А. Продуктивное социальное партнерство детей, родителей и педагогов в
УДОД.//Внешкольник, №9/2008. – с. 5.
2. Асмолова А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа.// Толерантность в
общественном сознании России. – М., 1998.
3. Болл М., Серульо Д. Жизнь на перепутье. – М., 1998.
4. Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М.,1999.
5. Берклен-Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 256с.
6. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – Санкт-Петербург, 2001.
7. Зиновьева А. Как «разбудить» уши?//Волжская коммуна. №39/2006. – с.3.
8. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Книга для
учителя. В над Заг.: Российская академия образования. Поволжский филиал института
развития личности. Отдел образования Администрации г. Самары. Благотворительный
фонд "Второе рождение". – Самара, 1996.
9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. –
Рига – М., 1997.
10. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева,
Т.П.Усольцева. – Новосибирск – Москва, 1997.
11. Пиз А. Язык телодвижения. – Новгород, 1992.
12. Реан А.А. Психология личности. – М.: Олма-пресс, 2004.
13. Романов Е.С., Гребенникв Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи, 1996.

14. Соколова В.В. Культура речи, культура общения. – М.,1995.
15. Ханин М. Как правильно научиться красиво и правильно говорить. – Санкт-Петербург,
1997.
16. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига –
М., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».