I. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка. Направленность. Программа дополнительного образования «В мире профессий» имеет социально-гуманитарную направленность. Она обращена на оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработку у учащихся сознательного отношения к труду; профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Актуальность. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное – свои способности и склонности. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Адресат. Программа дополнительного образования «В мире профессий» разработана для учащихся 13-15 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детейинвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей). Всего в работе по программе 1 группа. Состав групп постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей по заявлению. Занятия строятся на возрастных особенностях и интересах ребят, имеют практическую направленность. Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения, - 35 часов в год. 1.2. Цели и задачи программы Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими самоопределения и выбора профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной деятельности. Задачи: формировать у учащихся устойчивые интересы к профессиональной деятельности; формировать потребности в осознании и оценке качеств и возможностей личности в выборе будущей профессии; познакомить учащихся с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями. Виды контроля за результативностью обучения: Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Тематическое планирование занятий № Тема занятий Кол-во часов 6 – 8 классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Ты выбираешь профессию. Мир профессий. Человек – техника Мир профессий. Человек – человек Мир профессий. Человек – природа Познай самого себя (тестирование) Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии? Профориентации и медицинское консультирование Мотивы выбора профессии Психологические характеристики профессий Профессии с большой перспективой Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека. Подвохи престижа Труд и творчество – главный смысл жизни Чего желают мама и папа? 2 2 2 2 2 1 1 1 3 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Новые профессии Профессии с большой перспективой Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного маршрута Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор» Основной и запасной варианты выбора. Принятие решения Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Теория и практика составления Условия правильного выбора Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. Деловая игра Выбор профессии (рекомендации от психолога) Сотвори свое будущее сам Итого: 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 35 1.4 Планируемые результаты обучения Реализация профориентационных мероприятий позволит получить следующие результаты: положительное отношение к труду; умение разбираться в содержании профессиональной деятельности; умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности); оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии; обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. Формы работы на занятиях: Групповая Индивидуальная Методы, используемые на занятиях: Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал); Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму); Беседа; Ролевая/психологическая игра; Тренинг. 2. Организационно-педагогические условия реализации программы: 2.1 Условия реализации программы Перечень учебно-литературного обеспечения памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др. 2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Система контроля за достижениями учащихся: Наблюдение Анализ результатов анкетирования, тестирования. 3. Список литературы: 1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. 2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003. 3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: «Институт практической психологии», 2000. 5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 6. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000. 7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1985. 8. Воспитание и развитие личности в социуме: (Комплексно-целевая программа). – Арабеск, 2000.