Программа дополнительного образования В мире профессий

I. Основные

характеристики

общеразвивающей

программы

1.1 Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «В мире профессий» имеет
социально-гуманитарную
направленность.
Она
обращена
на
оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы
будущей профессиональной деятельности; выработку у учащихся сознательного
отношения к труду; профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора
сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда.
Актуальность.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное
осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового
воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты
научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов
трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной
деятельности.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам экономическая по
результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и
многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению
трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями
личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении.
Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок
мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится
ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе
отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е.
сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно
оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье,
материальные условия семьи и главное – свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более
высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной
профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на
глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование
профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Адресат. Программа дополнительного образования «В мире профессий» разработана для
учащихся 13-15 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детейинвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на

программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Всего в работе по программе 1 группа. Состав групп постоянный. В течение года возможен
дополнительный прием детей по заявлению.
Занятия строятся на возрастных особенностях и интересах ребят, имеют практическую
направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Объем занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения, - 35 часов в год.
1.2.

Цели и задачи программы

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими
самоопределения и выбора профиля обучения, а также сферы будущей профессиональной
деятельности.
Задачи: формировать у учащихся устойчивые интересы к профессиональной
деятельности; формировать потребности в осознании и оценке качеств и возможностей
личности в выборе будущей профессии; познакомить учащихся с учреждениями
дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.
Виды контроля за результативностью обучения:
Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения знаниями,
умениями, навыками, компетенциями.
1.3.

Содержание общеразвивающей программы

Тематическое планирование занятий
№
Тема занятий

Кол-во
часов

6 – 8 классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Ты выбираешь профессию.
Мир профессий. Человек – техника
Мир профессий. Человек – человек
Мир профессий. Человек – природа
Познай самого себя (тестирование)
Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор
профессии?
Профориентации и медицинское консультирование
Мотивы выбора профессии
Психологические характеристики профессий
Профессии с большой перспективой
Как стать гением? Жизненная стратегия творческого человека.
Подвохи престижа
Труд и творчество – главный смысл жизни
Чего желают мама и папа?

2
2
2
2
2
1
1
1
3
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Новые профессии
Профессии с большой перспективой
Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности
Как правильно сделать выбор. Обзор вариантов образовательного
маршрута
Я учусь выбирать. Деловая игра «Мой выбор»
Основной и запасной варианты выбора. Принятие решения
Портфолио. Знакомство с портфолио. Цель составления,
структура. Теория и практика составления
Условия правильного выбора
Рекомендации к собеседованию при приеме на работу. Деловая
игра
Выбор профессии (рекомендации от психолога)
Сотвори свое будущее сам
Итого:

1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
35

1.4 Планируемые результаты обучения
Реализация профориентационных мероприятий позволит получить следующие
результаты:
 положительное отношение к труду;
 умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
 умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными
качествами;
 умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в
осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
 оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
 обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
 активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Формы работы на занятиях:
 Групповая
 Индивидуальная
Методы, используемые на занятиях:
 Объяснительно-иллюстративный (уроки-презентации, наглядный материал);
 Репродуктивный материал (работа по заданному алгоритму);
 Беседа;
 Ролевая/психологическая игра;
 Тренинг.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы:
2.1 Условия реализации программы
Перечень учебно-литературного обеспечения
 памятки,






научная и специальная литература,
раздаточный материал, видеозаписи,
мультимедийные материалы,
компьютерные программные средства и др.

2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
Наблюдение
Анализ результатов анкетирования, тестирования.
3. Список литературы:
1. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / под ред. В.С. Мухина, А.А.
Хвостов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – М.: Изд-во «Академия», 2003.
3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
4. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во:
«Институт практической психологии», 2000.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Изд.
Центр «Академия», 2002.
6. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия. – М.: Изд-во «Генезис», 2000.
7. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1985.
8. Воспитание и развитие личности в социуме: (Комплексно-целевая программа). –
Арабеск, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».