Программа дополнительного образования Музееведение

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Музееведение» имеет
туристско-краеведческую направленность. Она познакомит учащихся на занятиях с
основами музееведения: музейной терминологией как азбукой музейного дела, способами
комплектования музейных коллекций, формами работы музея и т.д.
Актуальность.
Музей сегодня – это не только хранитель истории, но и один из центров культурнообразовательных программ, направленных на вовлечение в музейное пространство
разновозрастных групп учащихся, родителей, учителей, выпускников.
Образовательная программа «Музееведение» познакомит учащихся на занятиях с
основами музееведения: музейной терминологией как азбукой музейного дела, способами
комплектования музейных коллекций, формами работы музея и т.д.
Музей истории школы, сохранивший подлинный мир предметной культуры
ушедших поколений, является важнейшим источником знаний об истории школы, ее
воспитанниках, истории родного края, семьи.
В программу включены темы, связанные с историей города, сохранения памяти о
полевчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны, ветеранах войны и
тружениках тыла, экскурсии по литературно-краеведческой тропе, посещение
городского краеведческого музея, музея ОАО «СТЗ», школ города и т.д.
Методика построения программы такова, что предусматривает на практических
занятиях обучение навыкам проведения и организации экскурсий по музею, участие в
проведении викторин, интеллектуальных игр, городских и школьных конкурсах, акциях
«Милосердие», «Ветеран», «Помним, гордимся, наследуем». Это программа
составительская. В ней использован опыт работы «Музея гимназии № 9». Одновременно
уже в программу включены темы из опыта работы нашего школьного музея.
Адресат. Программа дополнительного образования «Музееведение» разработана для
обучающихся 11-13 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с ОВЗ и детей
– инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе составляет 10 человек. Всего в программе 1
группа. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием
детей после собеседования на свободные места.
Возрастные особенности детей, которыми являются обучающиеся 11-13 лет,
характеризуется интенсивным процессом взросления, возрастающей тягой к общению
друг с другом и взрослыми. Проявляется мотивация к самостоятельной деятельности,
стремление к экспериментированию, развиваются познавательные
интересы.
Подростки отождествляют себя как личности. Общение подростков помогает
вырабатывать нормы социального поведения и критерии оценок себя и других. Всё это
позволяет использовать возрастные особенности обучающихся для вовлечения их в
поисковую и исследовательскую деятельность. Занятия строятся с учетом возрастных
особенностей и интересов ребят, имеют практическую направленность.
Режим занятий. 1 час в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы – 35 часов в год.

Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения
программы необходимо 35 часов в год.
Цели и задачи программы
Цели программы:
1. Воспитание у учащихся патриотизма, гражданского и исторического сознания,
привитие уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
2. Овладение повышенным чувством ответственности за судьбу родного края,
сохранение и развитие традиций горнозаводского Урала, его природного, культурного,
духовного наследия.
Задачи:
1. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе по военноисторической тематике.
2. Самореализация детьми их интересов и способностей в области музейной
деятельности и краеведения.
3. Интеграция знаний, полученных в школе; использование знаний, умений, навыков в
повседневной жизни с целью возвращения народной культуры в наш быт.
Виды контроля за результативностью обучения:
поисково-исследовательские работы, участие в конкурсах, викторинах, выставках.
Содержание общеразвивающей программы

№

Учебно-тематический план
для учащихся первого года обучения
Наименование темы
Количество часов

1.

Введение «Я поведу тебя в музей»

2

в том числе
теория
1

2.

Музейная терминология

1

0.5

0.5

3.

Музейные фонды

4

2

2

4.

2

1

1

5.

Основные формы учета и хранения
фондов
Научно-просветительская работа

6

3

3

6.

Поисковая работа

8

4

4

7.

История города

6

3

3

8.

Подготовка экскурсоводов

5

2

3

9.

Итоговое занятие

1

0.5

0.5

35

17

18

всего

практика
1

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Содержание программы объединения «Музееведение»
первого года обучения
Введение «Я поведу тебя в музей».
Определение понятия «Музей», «Школьный музей». Музей истории школы
как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музеи разных типов.
Практическая работа: посещение городского краеведческого музея, музея
мраморской школы. Обмен мнениями. Отзывы. Посещение музея «Во славу
Российского флота».
Музейная терминология.
Основные понятия: экспозиция, экспонат, экскурсия, пояснительные тексты
к экспонатам, этикетаж. Разделы экспозиций.
Практическая работа: подготовка этикеток к новым экспозициям.
Музейные фонды.
Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Научновспомогательный фонд. Создание видеотеки с записями основных
мероприятий.
Практическая работа: работа с раскладушками выпусков школы разных лет
(анализ состояния), подбор выпускных фотографий.
Основные формы учета и хранения фондов.
Посещение музея, знакомство с условиями хранения фонда музея,
архивными материалами. Запись в книгу поступлений. Правила хранения и
учета музейных фондов.
Практическая работа: размещение, сортировка материала. Запись в книгу
новых поступлений. Размещение аудиовизуальных средств.
Научно-просветительская работа.
1. Актив школьного музея – участник конкурса «Активы школьного музея».
2. Участие актива музея в конкурсах «Юный экскурсовод», «Юные знатоки
Урала», акции «Помним, гордимся, наследуем!», областной
патриотической акции «Вспомним всех поименно!».
3. Участие в проведении экскурсии по литературно-краеведческой тропе,
велопробеге «Годы. События. Судьбы».
4. Проведение интеллектуальной игры «Путешествие в историю школы»,
посвященной дню рождения Н.В.Кологойды.
5. Проведение экскурсии по истории школы для учащихся начальной
школы.
Поисковая работа.
1. Встречи с выпускниками школы разных лет: «Выпускники школы в
горячих точках России» (Афган, Чечня, Киргизия); «Офицеры –
выпускники школы».
2. Письма выпускникам, проживающим в разных городах России,
оформление альбома «Моя малая Родина» (по воспоминаниям
выпускников о школьных года).
3. Оформление тематических выставок и экспозиций школы.
4. Участие в работе по сбору материала к галерее «Выпускники школы».
История города.
1. Пешая экскурсия по историческим местам города, связанным с
творчеством П.П.Бажова.
2. Экскурсия к экспозициям в зале «Окно в старый Полевской».
3. Встречи в зале Полевской-мастеровой с выпускниками разных лет
«Мои увлечения».
4. Викторина-конкурс «Моя школы на карте города».
5. Классный час «Космос далекий и близкий» (наши выпускники на
Байконуре).
6. Экскурсия в музей ОАО «СТЗ», музей истории морского флота в г.
Полевском.

Тема 8.

Тема 9.

Подготовка экскурсоводов.
Экскурсоводы готовятся на протяжении всей работы: речь, костюм,
оснащенность, место экскурсовода. Работа над текстом экскурсии.
Небольшие выступления перед учащимися начальных классов, участие в
конкурсах экскурсоводов.
Итоговое занятие.
Подведение итогов за год, награждение отличившихся активистов на
школьном празднике по случаю окончания учебного года.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты освоения учащимися программы:
Выпускник научится:
Выпускник
получит
возможность научиться:
 Использовать информацию, полученную из разных
 проявлять
источников, для решения практических задач;
познавательную
 Оценивать поступки реальных лиц, героев Истории
инициативу;
Отечества и города Полевского;
 самостоятельно
 Воспроизводить полученную информацию, приводить
находить
варианты
примеры из прочитанных текстов;
решения
 Планировать свои действия;
исследовательских
 Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения,
задач;
анализировать высказывания участников беседы, добавлять,
 познакомиться с новыми
приводить примеры;
технологическими
 Самостоятельно составлять текст экскурсии;
приёмами
проектной
 Владеть музейной терминологией;
деятельности;
 Формулировать собственное мнение и позицию;
 сформировать навыки
 Договариваться, приходить к общему решению;
работы с различной
 Контролировать действия партнёра.
информацией.
Формы работы на занятиях:
 Индивидуальная;
 Работа в парах;
 Работа в группах.
Методы, используемые на занятиях:
 Объяснительно-иллюстративный (при помощи обобщающих таблиц, уроковпрезентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);
 Репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
 Методы самостоятельной работы учащихся;
 Исследовательский метод;
 Метод проектов.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Условия реализации программы:
Перечень учебно-литературного обеспечения
1. Архивные документы школьного музея и городского краеведческого музея.
2. Экспонаты школьного музея.
3. Основной и вспомогательный фонды музея школы.
4. Литература по истории Полевского городского округа, Свердловской области.
5. Видеофильмы, аудиозаписи. Альбомы.
6. Литература для учащихся экскурсоводов.
Методы реализации
1. Исследовательский (организация проектной деятельности).
2. Экскурсионный (развитие экскурсионной деятельности, апробация и проведение
новых экскурсий по материалам школьного музея).
Продолжить традицию проведения пеших экскурсий как наиболее эффективную
форму ознакомления с историческим прошлым.
3. Информационно-коммуникативный (создание сайт-страницы школьного музея).
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контроля за достижениями учащихся:
 Наблюдение;
 Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях,
различного уровня.

фестивалях

Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.
5. Выход на разработку исследовательских проектов по юбилейным и иным
материалам экспозиций музея.
3. Список литературы

Литература
1. Михайловская Л.И. «Организация и техника музейной экспозиции» М. 1964г.
2. Музееведение: Музеи исторического профиля. М. 1988г.
3. Музеи и выставки. Путеводитель по музеям и выставкам Свердловской области.
Средне-Урал. Книж.изд-во, 1988г.
4. Музей и школа. Пособие для учителя. М. Просвещение, 1985г.
5. Разгон А.М. «Программа основы музееведения» М.1988г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».