Программа дополнительного образования Юнармеец

1. Основные характеристики общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность. Программа дополнительного образования «Юнармеец» имеет
физкультурно-спортивную направленность. Она способствует обучению меткой
стрельбе, неполной разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжению магазина АК
учебными патронами.
Актуальность.
Программа "Юнармеец" составлена с целью обучения школьников стрельбе из
пневматического оружия. В программе предусмотрено не только обучение меткой
стрельбе, но обучение неполной разборке и сборке автомата Калашникова, снаряжение
магазина АК учебными патронами. Программа составлена на основе ФГОС.
Необходимость разработки и внедрения программы стрелковой подготовки в системе
дополнительного образования детей обусловлено тем, что в программе курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» не достаточно времени
уделяется этим темам, а в программу современного комплекса ГТО входит стрельба.
Поэтому данная программа используется для стрелковой подготовки допризывной и
призывной молодежи. Программа предназначена для обучающихся 5-8 классов.
Возрастной диапазон 11-16 лет.
Программа разработана с учетом:
- Использования имеющегося в наличии школы простейшего спортивного инвентаря;
- многолетнего опыта работы стрелковых кружков образовательных учреждений
(рекомендована тематика занятий, рассчитано оптимальное количество часов и
боеприпасов);
- освоения простейших упражнений, выполнение которых из школьного оружия в условиях
соревнований дает право на присвоение значка ГТО, а так же спортивного разряда.
Адресат. Программа дополнительного образования «Юнармеец» разработана для
обучающихся 11-16 лет разного уровня подготовки, в том числе для детей с OB3 и детей инвалидов, не имеющих особых медицинских противопоказаний. Дети зачисляются на
программу по своему желанию и заявлению от родителей (законных представителей).
Группа учащихся по данной программе составляет 16 человек. Вceгo в программе 1
гpyппa. Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием
детей после собеседования на свободные места.
Обучение по программе «Юнармеец» ведётся в соответствии с возрастными
особенностями подростков. Подростковый возраст начинается с изменения социальной
ситуации развития. Психологические особенности подросткового возраста связаны с
противоречивостью поведения подростка. Интенсивное общение у подростка сменяется
замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе.
Подростковый возраст является по сути кризисным. Мораль подростка не имеет опоры в
моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, поэтому может легко
изменяться под влиянием сверстников. В качестве условия, повышающего моральную
устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребёнком идеал означает
ребёнком наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере
развития ребёнка становятся всё более обобщёнными и начинают выступать в качестве
сознательно выбранного образца для поведения. Центральным новообразованием
считается чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не о ребёнке.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым,

что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со
сверстниками и взрослыми.
Режим занятий. 2 часа в неделю, каждое занятие продолжительностью 40 минут.
Объём занятий. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения и необходимых для освоения программы — 70 часов в год.
Срок освоения программы. Программа разработана на 1 год. Для освоения
программы необходимо 70 часов в год.
Перечень форм обучения.
Форма обучения — очная.
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
- всей группой
- по подгруппам
- индивидуально
Перечень видов занятий.
Формы проведения занятий — беседа, тренировка, зачет, практическое выполнение
упражнений по стрельбе, соревнование.
Занятия проводятся согласно программе по тематическому плану с соблюдением
основных педагогических принципов обучения: сознательности, активности,
индивидуальности, доступности, систематичности. Занятия строятся по обычной
общепринятой схеме: вводная часть, разминка, основная часть и заключительная
часть, где подводятся итоги занятий и даются рекомендации по спортивному
совершенствованию. При прохождении темы «Изучение и совершенствование техники
стрельбы» 25% времени отводится на тренировки без действительного выстрела. В
области теоретической, технической, тактической и психологической подготовки
ставится задача: расширить объем знаний, научить занимающихся анализировать
свои действия, научить их понимать, из каких компонентов складывается производство
точного и меткого выстрела. В конце обучения рекомендуется чаще практиковать
тренировки, приближенные к условиям соревнований, больше участвовать в
соревнованиях.
Теоретическая подготовка знакомит кружковцев с правилами соревнований, с
элементами производства меткого выстрела, с необходимостью выполнения большого
объема тренировок для достижения высоких спортивно-технических результатов.
Техническая подготовка ставит задачи: найти для каждого занимающегося
рациональную изготовку для производства точного выстрела, научить его правильной
работе мышц-сгибателей фаланг указательного пальца, нажимающего на спусковой
крючок оружия. В конце подготовительного периода со спортсменами, имеющими
достаточную техническую подготовку, рекомендуется периодически проводить
занятия в условиях, приближенных к соревнованиям.
Психологическая и тактическая подготовка проходит в процессе всего обучения.
Постепенно, от занятия к занятию, обучающиеся проходят все более сложный
материал, что развивает мышление, способствует проявлению волевых качеств,
помогает добиваться поставленной цели. Приобретенные занимающимися знания,
хорошая техническая и физическая подготовка делают их более уверенными в своих
действиях. Всесторонняя подготовка поможет спортсменам в дальнейшем принимать
более правильные решения в условиях соревнований.
В плане работы кружка учтено проведение нескольких соревнований, как внутренних
квалификационных (на первенство кружка и т. п.), так и массовых (на первенство школы).
Это необходимо для популяризации стрелкового спорта среди учащихся, показа работы и
достижений кружка, привлечения новых ребят к занятиям стрелковым спортом. Массовые
соревнования проводятся при самом активном участии членов стрелкового кружка. Темы

теоретических и практических занятий адаптированы с учетом возрастных и
психологических особенностей ребенка, направлены на воспитание патриотизма и в
дальнейшем на подготовку к защите Родины
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
Система контроля за достижениями учащихся:
• Наблюдение;
• Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, фестивалях
различного уровня.
Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для удовлетворения стремления молодежи допризывного
возраста к овладению военными знаниями и занятию военно-прикладными видами
спорта.
Задачи:
- Обучающая.
Обучить детей основам теории стрельбы; материальной части современного
стрелкового и спортивного оружия; истории создания и развития стрелкового оружия
России; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время
учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе;
разбирать и собирать автомат Калашникова, а также осуществлять его чистку, смазку;
устранять возможные неисправности и задержки при стрельбе; метко стрелять по
мишеням из пневматической винтовки на различные расстояния и из различных
положений; корректировать стрельбу и вносить поправки; настраивать прицел;
обслуживать и ремонтировать пневматическую винтовку;
- Воспитательная.
Воспитывать любовь к военно—прикладным видам спорта; уважение к Вооружённым
Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории;
целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм
и коммуникабельность.
- Развивающая.
Развивать у учащихся внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность.
Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные
расстояния из различных положений.

1.3. Учебно-тематический план
№

1.
2.

3

4

5

Название темы
Введение.
Меры обеспечения безопасности при
проведении стрельбы из пневматической
винтовки
Основы техники стрельбы и материальная
часть
стрелкового
оружия.
История
Отечественного стрелкового оружия
Правила соревнований и проведение
соревнований по стрельбе
Изучение и совершенствование техники
стрельбы. Тренировки

Общее
кол-во
часов
1

Теоретич. Практич.
часть
часть
(час.)
(час.)
1

2

2

16

12

4

6

2

4

45

-

45

70

17

53

Всего

Содержание программы
Структурно программа состоит из пяти разделов.
Раздел 1: Введение (1 час)
Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы –россияне в стрелковом
спорте. Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами и местами
проведения занятий. Нормативы ГТО по стрельбе. Обязанности дежурного по поддержанию
порядка при проведении стрельб.
Раздел 2: Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из
пневматической винтовки (2час)
Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы
(кабинет ОБЖ, спортгородок). Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их
выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.
Раздел 3:Основы техники стрельбы (16час.)
Материальная часть стрелкового оружия.
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство пневматических
винтовок.Техническое обслуживание, ремонт, чистка и смазка винтовки. Замена основных частей и
механизмов винтовки. Настройка пневматических винтовок. Виды прицелов и их устройство.
Внесение поправок на прицеле. Осмотр оружия. Уход за оружием.Назначение, боевые свойства,
общее устройство и модификации автомата Калашникова.Порядок неполной разборки и сборки
автомата. Снаряжение магазина патронами.
История Отечественного стрелкового оружия.
Оружие первой мировой войны. Винтовки и пистолеты- пулеметы. Пулеметы ручные и станковые.
Пулеметы крупнокалиберные и авиационные. Автоматы. Бесшумное и спецоружие. Пистолеты.

Стрелковое оружие Великой Отечественной Войны. Русские снайперы.

Основы стрельбы.
Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная скорость. Отдача ружья,
полет пули в воздухе. Образование траектории и её элементы. Прицеливание. Варианты техники
спуска курка. Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в условиях соревнований.

Основы техники стрельбы.
Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. Особенности изготовки с
учетом индивидуальных особенностей спортсмена, баланс оружия. Спуск курка.
Раздел 4:Правила соревнований их проведение. (6час)
Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной стрельбе.
Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест. Представители, тренеры и капитаны
команд. Допуск участников к соревнованиям. Меры безопасности при обращении с оружием при
проведении соревнований. Общие обязанности и права членов судейской коллегии. Проведение
групповых и внутри школьных соревнований по стрельбе.
Раздел 5:
Изучение и совершенствование техники стрельбы.(45 час.)
Прицеливание с открытым прицелом. Тренировки. Изучение изготовки для стрельбысидя с опорой локтями
о стол или стоя с опорой на стойку. Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в
прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Стрельба. Тренировка в изготовке без
выстрела.Прицеливание с оптическим прицелом Стрельба по белому листу на кучность. Стрельба по
мишени с черным кругом. Определение средней точки попаданий.Стрельба с корректировкой. Освоение
стрельбы из положения стоя. Тренировки. Ознакомление с условиями выполнения нормативов по стрельбе
комплекса ГТО. Стрельба из ПВ на выполнение норматива комплекса ГТО.

2. Календарно-тематическое планирование кружка « Юнармеец»
№

Тема занятия

1

Введение (1 час)
1
Основы развития стрелкового спорта. Олимпийские чемпионы –
россияне в стрелковом спорте. Ознакомление с программой и расписанием
занятий. Ознакомление с методами и местами проведения занятий.
Нормативы ГТО по стрельбе. Обязанности дежурного по поддержанию
порядка при проведении стрельб.

2

Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из
пневматической винтовки. Порядок обращения с оружием. Правила
поведения в помещении для проведения стрельбы (кабинет ОБЖ,
спортгородок). Сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и
их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности
при проведении стрельб.

№
занятия

2

3

3
4

Основы техники стрельбы. Материальная часть стрелкового оружия
Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Общее устройство
пневматических винтовок.
Материальная часть стрелкового оружия. Техническое обслуживание,
4
ремонт, чистка и смазка винтовки. Замена основных частей и механизмов
винтовки. Настройка пневматических винтовок.

5

Основы стрельбы.
Явление выстрела. Движение пули по каналу ствола. Начальная 5
скорость. Образование траектории и её элементы. Прицеливание. Техника
спуска курка. Подбор пулек. Темп стрельбы, выполнение упражнения в
условиях соревнований.

6

Основы техники стрельбы.
Изготовки при стрельбе из положения стоя, с колена, лёжа. 6
Особенности изготовки с учетом индивидуальных особенностей
спортсмена, баланс оружия. Спуск курка.
Основы техники стрельбы.
7
Виды прицелов и их устройство. Внесение поправок на прицеле. Осмотр
оружия. Уход за оружием.
Изучение и совершенствование техники стрельбы.
8

7
8
9

Прицеливание с открытым прицелом. Тренировки.

Изучение и совершенствование техники стрельбы.
9
Изучение изготовки для стрельбысидя с опорой локтями о стол или стоя с опорой
на стойку.

10 История Отечественного стрелкового оружия

10

Оружие первой мировой войны.
11 Изучение и совершенствование техники стрельбы.
11
Изучение изготовки для стрельбысидя с опорой локтями о стол или стоя с опорой
на стойку.

12 Изучение и совершенствование техники стрельбы.

12

13

13

Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании
и отработке спуска без действительного выстрела.
Изучение и совершенствование техники стрельбы.
Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании
и отработке спуска без действительного выстрела.

14 История Отечественного стрелкового оружия

14

15

15

16
17
18
19

Винтовки и пистолеты- пулеметы
Материальная часть стрелкового оружия. Назначение, боевые свойства,
общее устройство и модификации автомата Калашникова.
Материальная часть стрелкового оружия. Порядок неполной разборки и
сборки автомата. Снаряжение магазина патронами.
Материальная часть стрелкового оружия. Порядок неполной разборки и
сборки автомата. Снаряжение магазина патронами.
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка в
прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела.
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба. Тренировка
в изготовке без выстрела.

16
17
18
19

20 История Отечественного стрелкового оружия. Пулеметы ручные и 20
станковые.
21 Изучение и совершенствование техники стрельбы.Прицеливание с

21

22

22

оптическим прицелом

Правила соревнований
Порядок стрельбы. Перерывы в стрельбе. Ошибки и помехи при медленной
стрельбе. Нарушение правил соревнований. Определение занятых мест.

Соревнования.
Проведение групповых соревнований по стрельбе из ПВ
24 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба по белому

23

25 История Отечественного стрелкового оружия.

25

23

листу на кучность.

24

Пулеметы крупнокалиберные и авиационные
26 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба по белому

26

27 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба по мишени с

27

28 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба по мишени с

28

29 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба.

29

30 История Отечественного стрелкового оружия. Автоматы.
31 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба.

30
31

32 Изучение и совершенствование техники стрельбы.

32

листу на кучность
черным кругом

черным кругом

Определение средней точки попаданий.

Определение средней точки попаданий.

Стрельба с

корректировкой

33 История

Отечественного стрелкового оружия. Бесшумное
спецоружие.
34 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Стрельба с

и 33

корректировкой

35 Изучение и совершенствование техники стрельбы.

Освоение стрельбы из

положения стоя. Тренировки.

34
35

36 История Отечественного стрелкового оружия. Пистолеты.
36
37 Изучение и совершенствование техники стрельбы. Освоение стрельбы из 37
положения стоя. Тренировки.

38

38

40

39
40

Правила соревнований
Представители, тренеры и капитаны команд. Допуск участников к
соревнованиям. Меры безопасности при обращении с оружием при
проведении соревнований. Общие обязанности и права членов судейской
коллегии
39 Соревнования. Проведение групповых соревнований по стрельбе из ПВ

Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
41 История Отечественного стрелкового оружия. Стрелковое оружие 41
Великой Отечественной Войны. Русские снайперы.

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Ознакомление с
условиями выполнения нормативов по стрельбе комплекса ГТО.
Изучение и совершенствование техники стрельбы.Стрельба из ПВ на
выполнение норматива комплекса ГТО.

52
53
54
55
56

Соревнования. Проведение внутри школьных соревнований по 57
стрельбе.
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
58
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
59
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
60
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
61
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
62
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
63
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
64
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
65
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка
Изучение и совершенствование техники стрельбы. Тренировка

Соревнования. Проведение групповых соревнований по стрельбе из
ПВ

66
67
68
69
70

2.1. Планируемые результаты обучения
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Юнармеец» являются:
•

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются
следующие умения:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык
и общие интересы.
• воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
курсу «Юнармеец» являются следующие умения:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Юнармеец» являются следующие умения:
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки
и способы их устранения;
• организовывать и проводить со сверстниками элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

•

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

•
•
•

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в изменяющихся, вариативных условиях.
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
выполнение нормативов комплекса ГТО по стрельбе, спортивных разрядов по
итогам соревнований.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы.
2.1. Условия реализации программы:
Средства обучения
- Пневматическая винтовка - требуется 2 штуки на гpyппy, используется 100% времени
реализации программы;
- Макет автомата - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени реализации
программы;
- Пулеулавливатель - требуется 2 штуки на группу, используется 100% времени
реализации программы.
Описание материально-технического обеспечения
Наименование средств материально-технического обеспечения

2

Книгопечатная продукция:
Учебные пособия:
Пулевая стрельба (Москва 1989 г., «Просвещение»),
Организация и судейство стрелковых соревнований,
Патриотическое воспитание школьников (Москва 2005г)
Технические средства обучения:
- компьютер,
проектор,
презентации

Оборудование класса:
- пневматическое оружие
-макеты АК -74,
Пулеулавливатель,
Биатлонные мишени
Комплект плакатов: «Огневая подготовка»

Кол-во

1
1
1

1
1

2 шт,
2 шт,
2 шт,
1 шт.
1 шт.

- кадровое обеспечение:
Педагог — организатор ОБЖ
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Система контрол я за достижениями учащихся:
• Наблюдение;
• Результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, фестивалях
различного уровня.

Критерии результативности
1. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов об участии в конкурсах,
патриотических акциях.
2. Тестирование обучающихся два раза в учебном году по наиболее значительным
мероприятиям, по темам программы.
3. Освещение в СМИ мероприятий, в которых принимали участие обучающиеся.
4. Участие в школьных, городских, областных конкурсах.
3. Список литературы
3.1. Список литературы для педагога
1. Современная допризывная подготовка молодежи. Учебно-методическое пособие. Под
общей редакцией Даурцев К.В. «Учебный центр «Вымпел-Каскад». — М., 2014
2. Гражданская защита: энциклопедический словарь/Под общей редакцией С.К. Шойгу. —
М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005
3. СмирновА.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический
школьный учебник. 5-7 классы. — М.: Просвещение,2012
4. Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности». Под редакцией А.Т. Смирнова. — М.: Издательство «Русский
журнал», 2011
5. «Наставление по стрелковому делу». — М.: Издательство Министерства обороны РФ,
2007
6. OBУ BC РФ. — М.: Издательство Министерства обороны РФ, 2008
7. Интернет ресурсы:
- http://sodpm.ru
- http://oбж.pф
- http://www.studmed.ru/maklakov-ag-psihologiya-i-pedagogika-voennayapsihologiya_a6c592abec3.html
3.2. Список литературы для обучающихся
1. Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних
граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». — М.:
ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001
2. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2006
3. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина,
Н. П.Овчинникова — CП6: KAPO, 2004
4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы,
кружки, поисковая деятельность/Авт.-сост. Т.А.Орешкина. — Волгоград: Учитель, 2007
5. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие /
Т.А.Касимова, Д.Е.Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005
6. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10
классы. — М.: ТЦ Сфера, 2005
7. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных
объединениях. — Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004
8. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий /Авт.-сост. И.А.Пашкович. — Волгоград: Учитель, 2006
9. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников,
сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. — М.: 5 за знания, 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».