Рабочая программа курса внеурочной деятельности Биологический практикум для 9 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методсовета

Директор ОО

________________________

________________________

О.М. Семенова
№ 1 от 28.082023 г.

Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Биологический практикум» для 9 класса
Составила: Голованова Арина Сергеевна, учитель биологии

г. Полевской 2023
1

Рабочая программа
Разработана в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса в соответствии с основными положениями ФГОС ООО по
внеурочной деятельности на основе следующих документов:
обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии (приложение к Приказу Министерства образования России от
19.05.1998г № 1236);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004г № 1089)
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учётом ООП ООО МАОУ «СОШ №1»
Данная программа рассчитана на 34 часа в год
Цель
•
Задачи









подготовка выпускников 9 класса к государственной итоговой аттестации

отработка и закрепление знаний базового уровня
повышение качества знаний учащихся
обеспечение благоприятных условий для успешной сдачи ОГЭ.
Рабочая программа по консультации предусматривает системное повторение основных вопросов, изучаемых в курсе биологии 6- 9
классов, и направлена на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах
познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения
наблюдений
за
живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры
поведения в природе, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними
животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности
по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекции.
Важным направлением рабочей программы является систематическая работа с тестовыми заданиями, отработка демоверсий
предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков ответов 1 и 2.
2

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии выпускник 9 класса должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,
животных, грибов и
бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических
процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и
самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и
изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать
биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних
животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления
организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани,
органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать
воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах
(в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
3

бактериями, грибами и вирусами;
травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание изучаемого курса
Введение (2ч)
Тема 1. Биология как наука (1ч)
Методы биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Тема 2. Признаки живых организмов (2ч)
1. Клеточное строение организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка
как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы,
нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании
клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и
немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов.
Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. Вирусы – неклеточные формы жизни.
2. Признаки живых организмов. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и
эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные
и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы
выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (18ч)
3.1 Царство Бактерии. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии –
возбудители заболеваний растений, животных, человека.
3.2 Царство Грибы. Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека
. 3.3 Царство Растения. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и
покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
4

3.4. Царство Животные. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных
животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общ
3.5 Учение об эволюции органического мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы
и результата эволюции.
Тема 4. Человек и его здоровье (7ч)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство
человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
4.2. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции
функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы.
Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга
. 4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в
4.4. Дыхание. Система дыхания. Дыхание. Система дыхания.
4.5. Внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и
функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма:
крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Структурно-функциональные единицы органов.
4.7. Обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Структурно-функциональные единицы органов.
4.9. Покровы тела и их функции. Покровы тела и их функции.
4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие организма человека. Система размножения.
Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурнофункциональные единицы органов. 4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Структурно-функциональные единицы органов.
4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Психология и поведение человека. Высшая нервная
деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики
человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в
5

поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и
поведения человека.
4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый
воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные
условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные,
мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми
растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней;
травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
4.15. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания первой доврачебной помощи при
отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях;
травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2ч)
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов. Влияние экологических факторов на организмы.
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
5.2. Экосистемная организация живой природы. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания.
Особенности агроэкосистем.
5.3. Учение о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на
собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Тема 6.Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2ч)

6

Тематическое планирование
№
пп
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел

час

Введение
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии
Тема 2. Признаки живых организмов.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой
природы
Тема 4. Человек и его здоровье
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Тема 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ»
Итого:

2
1
2
18
7
2
2
34

7

Перечень учебно-методического обеспечения по данной программе
1. натуральные объекты, модели,
2. муляжи,
3. приборы,
4. лабораторное оборудование,
5. учебник,
6. таблицы,
7. биологический словарь,
8. словарь терминов.
9. Комплект гербария: предназначен для использования при изучении тем: «Общее знакомство цветковыми растениями»,
«Корень», «Побег», «Цветок и плод»
10. Комплект микропрепаратов:
используется как раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений, мицелий гриба мукора.
11. Комплект объемные разборные модели. Демонстрационные
содержат демонстрационные модели строения цветков различных семейств и используются в комплексе с натуральными
объектами при изучении систематики растений.
12. Комплект печатных пособий:
таблицы на печатной основе используются для демонстрации при объяснении учителя, проверке знаний. Рабочая тетрадь
предназначена для индивидуального пользования учащихся продержит задания различного типа.
13. Комплект коллекций:
коллекции используются как раздаточный материал при проведении лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами и
экранными пособиями.
14. Комплект скелетов:
комплект включает демонстрационные и раздаточные пособия. Раздаточные материалы по скелетам позвоночных животных
представляют собой отдельные части скелета, смонтированные на планшетах.
15. Комплект пособий печатных:
входят две серии таблиц, иллюстрирующих:
а) внешнее и внутреннее строение основных групп животных;
б) разнообразие животных.
16. Комплект микропрепаратов:
17. набор микропрепаратов содержит различные ткани органов млекопитающих. Микропрепараты используют как раздаточный
материал для проведения лабораторных работ в комплексе с печатными таблицами.
18. Комплект модели
крупногабаритные объемные и рельефные модели используют как демонстрационные, раздаточные - для проведения
лабораторных работ.
8

19. Рельефные модели. Демонстрационные
20. рельефные таблицы представляют собой цветные изображения систем органов.

9

Список литературы
1. Г.И. Лернер «Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» -ЭЛ.книга. 2023г.
2. Г.И. Лернер. «Сборник заданий по биологии для сдачи ОГЭ» - М, 2024.
3. Д.В. Колесов. «Биологии. Человек.» - 2000г.
4.ОГЭ Биология 2024: типовые экзаменационные варианты под ред. В. С. Рохлова.М,изд.»Национальное образование»,2024 (ОГЭ, ФИПИ-школе)
5.Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии» - «Учитель АСТ» -2022г.
4. Касаткина Н.А. «Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия» - В.,2017г.
5. Козлова Т. А. « Биология в таблицах» - М., 2019г.
6. Кучменко В.С. «Биология сборник тестов, задач и заданий» - М.. 1998г.
7. Саленко «Биология подготовка к ГИА» - М.. 2023г.
8. Резанов А.Г. «Зоология тесты» - М., 1998г.
9. Резанова Е. А. «Биология человека в таблицах и схемах» - М., 1998г.
10. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология человека» - М., 1998г.
11. В.В. Латюшин «Биология. Животные 7 класс» - М., 1999г.
. Интернет-ресурсы
 Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
 Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
 Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
 Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
 Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
10

 Интерактивная линия - internet-school.ru  Решу ОГЭ - https://bio-oge.sdamgia.ru  bio-fag.ru – Биология Дмитрия Позднякова
 school.umk-spo.biz – Биология ОГЭ, ЕГЭ решение заданий
 http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» http://www.fcior.edu.ru/
 www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
 http://video.edu-lib.net – Учебные фильмы
 www.ctege.or+g - Информационная поддержка ЕГЭ и ГИА
 http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология
 https://rosuchebnik.ru- Разработки и конспекты уроков по биологии
 spadilo.ru – Задания ОГЭ по биологии
 neznaika.info – Тесты ОГЭ по биологии 2023
 studarium.ru - Учебник онлайн для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».