Рабочая программа курса внеурочной деятельности Вокальная студия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ №1"
имени Героя Советского Союза Н.В. Кологойды

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методсовета

Директор ОО

________________________

________________________

О.М. Семенова
№ 1 от 28.08.2023 г.

Н.В. Григорьева
№ 28 от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Вокальная студия»
для обучающихся 3 класса

г. Полевской
2023

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Вокальная студия» разработана для учащихся 3
класса и нацелена на развитие творческих способностей, в частности, вокальных
способностей детей, воспитания любви к песенному творчеству.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим
голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении,
испытывают тягу к творчеству. Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества,
когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так
называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать
данный природой дар в целях творческого развития ребенка.
Дети, которые приходят в вокальные студии, кружки города отбираются по степени
одарённости. А в общеобразовательной школе мы рады каждому интонирующему
ребёнку, потому что каждый по-своему талантлив. Они стремятся научиться петь.
Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому
предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Принципиальной
установкой
программы
(занятий)
является
отсутствие
назидательности
и
прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных
способностей детей, приобщение к сокровищнице российского и мирового вокальнопесенного искусства.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с различными песенными жанрами; обучить правильному
звуковедению и звукообразованию;
- расширить познания детей в области строения голосового аппарата;
- научить основам гигиены голоса.
2. Развивающие:
-способствовать
развитию
индивидуальности,
творческой
активности
и
импровизационных способностей обучающихся;
- развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего
мира;
- привить навыки сценического мастерства;
- развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и
индивидуальные тренинги.
3. Воспитательные:

- формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни
путем стимулирования творческой активности способствовать приобретению
положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и творческой
деятельности детей;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа
- сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со сверстниками и
взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке программных
мероприятий);
- воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.
4. Диагностические:
Используя практические вокальные упражнения:
- определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого
диапазона их творческих способностей;
- выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка.
- определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение,
дуэты, вокальные группы);
- сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать
творческие группы с учетом возрастных особенностей.

Содержание программы
Введение – вводное занятие, включает знакомство с техникой безопасности на занятиях,
обсуждение плана работы на год, краткий экскурс в историю вокального искусства. Так
же вводное занятие может включать в себя диагностику стартовых способностей детей.
Распевание – обязательная процедура, предваряющая каждое занятие. Распевки
проводятся на каждом занятии и служат «подготовительной средой» для решения
педагогических задач. Распевки представляют собой набор специфических несложных
песен-игр, способствующих развитию навыков правильного интонирования, расширению
голосового диапазона, развитию музыкального слуха и т.д.
Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется данной теме. Элементы
методик служат своеобразной основой, фундаментом тех музыкальных уровней, по
которым мы идем. Вначале ребенок может не справляться с интонированием (петь
«нечисто»), но ненавязчивое применение методик развития музыкального слуха
постепенно дает свой результат.
Интонирование – неразрывно связано с развитием музыкального слуха и достигается за
счет специальных ассоциативных занятий, вокальных упражнений, изображения высоты
звука жестикуляцией, графически и т.д.
Работа
над
техникой
дыхания.
Данная
тема
содержит
теорию
нижнеребернодиафрагмального дыхания, дыхательные упражнения без, и со
звукоизвлечением, пение на опоре. Дыхание во время пения – это очень расслабленный
процесс. В дыхании участвуют мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Берем
дыхание до того, как исчерпан запас воздуха.
Развитие музыкальной памяти – достигается путем многочисленных игровых методик,
например, игра «Эхо» - повторение детьми услышанных музыкальных фраз. Эхо

отражается 3-4 раза всей группой детей или поочередно каждым. Таким образом, дети
запоминают мелодию. Постепенно музыкальные фразы становятся длиннее.
Звукоизвлечение. Ребята узнают о строении голосового аппарата, о работе голосовых
связок, о рекомендациях в случае заболевания голосовых связок, запретах во время пения
и т.д., овладевая техниками, учатся правильно петь, владеть голосом.
Адаптация в новом коллективе – воспитательная работа по развитию коммуникативных
навыков, направленных на взаимодействие со сверстниками и с новой средой.
Работа над песнями включает в себя знакомство с содержанием песни, ее настроением,
мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное
разучивание песен. Во время работы над песнями происходит закрепление приобретенных
умений и навыков. Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется
собственно обучение вокальному искусству, его практическое применение.
Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации
и других техник, создание творческой развивающей среды.
Музыкально-ритмические движения – это комплекс движений, способствующих
исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения,
умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и
ритмическому рисунку).
Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на
которых дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на
сцене во время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые
могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций.
Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях,
праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.
Язык жестов и пантомима – Во время работы над песней каждое слово должно быть не
только пропето, но и выражено с помощью жестов. Усложненный вариант – пантомима,
когда дети не поют песню, а только изображают ее жестами. За счет таких занятий
достигается эмоционально-окрашенное исполнение песен, глубокое понимание
содержания, внимательное изучение сюжета и построения песен.
Универсальный план работы с вокалистами
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:
- знакомство с мелодией и словами песни;
- переписывание текста;
- ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением
музыкальных фраз кульминации песни;
- регулирование вдоха и выдоха.
2. Работа над образованием звука:
-проверка усвоения текста песни;
- работа по закреплению мелодической основы песни;
- постановка корпуса, головы;
- рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
- атака звука;
- закрепление материала в изучаемой песне.
3. Работа над чистотой интонирования:
- проверка усвоения песни и мелодии в целом;

- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по
музыкальным фразам;
- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4. Работа над дикцией:
- музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
- выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков
5. Работа с фонограммой:
- повторение ранее усвоенного материала;
- определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
- определение темпа, динамических и агогических оттенков;
- исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6. Работа над музыкальной памятью:
- музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
- запоминание ритмической основы аккомпанемента;
- запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
- запоминание тембров аккомпанемента.
7. Работа над сценическим имиджем:
- закрепление ранее усвоенного материала;
-воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном:
-технические параметры;
- восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
- сценический мониторинг;
- малые технические навыки звуковой обработки;
- взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.

Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы обучающиеся:
-овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной
динамики, нижнереберно-диафрагмального дыхания;
- будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;
- будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением
мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);
- будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
- будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками,
на уровне творческого взаимодействия;
- смогут различать несложные ритмические рисунки;
- будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в
интонировании;
- получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.
- научатся соединять элементарные движения с песней;
- научатся устанавливать творческие контакты со сверстниками;

- научатся работать с микрофоном.
По окончании обучения дети будут
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко
выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей,
форм и жанров;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты:
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с
жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;

- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений,
различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками
в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты
- разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания
музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой
деятельности;
- знание особенностей музыкального языка;
- применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при
реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение вокальных произведений разных жанров.
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся будут владеть элементарными
вокально-хоровыми навыками:
- пение в унисон;
- певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
- передача простого ритмического рисунка;
- чёткая дикция;
- свободное владение дыханием;
- способность передать характер произведения;
- репертуар 6-8 песен;
- смогут определять на слух: музыку разного эмоционального содержания,
- знать музыкальные жанры (песня, танец, марш),
- различать одно-, двух-, трёхчастные произведения, куплетную форму;
- знать средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор

Тематическое планирование
№ п/п
1

2

3

4

Название
раздела, темы
Введение,
знакомство
с
голосовым
аппаратом
Диагностика.
Прослушивание
детских голосов.
Знакомство
со
строением
голосового
аппарата.
Разучивание

Количество часов
Общее
Теория
1
0,7

Формы
аттестации/контроля

Практика
0,3

1

1

Анализ
прослушиваний

1

0,7

0,3

Тест

1

0,3

0,7

Анализ

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

нового
музыкального
материала.
Работа
над
техникой
дыхания. Учимся
петь на опоре.
Вокальнохоровые
упражнения
на
дикцию,
артикуляцию.
Использование
элементов
ритмики, работа
над сценической
культурой.
Работа
с
микрофоном.
Работа
над
чистым
интонированием
в одноголосном
исполнении.
Работа
над
музыкальным
материалом.
Работа
над
песнями
(фразировка,
динамика,
характер
произведения)
Развитие
музыкальной
памяти
(творческие
музыкальные
игры
и
упражнения).
Развитие
музыкальной
памяти
(творческие
музыкальные
игры
и
упражнения).
Работа
над
расширением
диапазона.
Работа
над

прослушивания

1

0,5

0,5

Наблюдение
за
техникой дыхания

1

0,3

0,7

Анализ выполнения
упражнений

1

0,3

0,7

Взаимонаблюдение за
практическими
упражнениями

1

0,5

0,5

1

0,3

0,7

Анализ
прослушиваний,
просмотров.
Прослушивание

2

1

1

Класс-концерт

1

0,3

0,7

Анализ выполнения
практических
упражнений

1

0,3

0,7

Анализ выполнения
практических
упражнений

1

Наблюдение
творческими
музыкальными
играми

1

1

0,3

0,7

Анализ
прослушивания

2

0,5

1,5

Анализ

за

16
17

18

19

20
21

22

23

24

25

26

27

28

29

мелодическим
слухом.
Пение a’cappella.
Выявление
индивидуальных
красок
голоса
(тембр).
Работа
над
разнообразным
ритмическим
рисунком.
Особенности
ритма
в
музыкальном
произведении.
Краски
музыки
голоса. Унисон.
Сольное пение.

прослушивания
1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

0,5

0,5

1

0,3

0,7

1

0,3

0,7

1

1

Отработка
1
полученных
вокальных
навыков, работа
над строем в
произведении.
Работа
над 1
звуковедением.

1

Работа
над
художественным
образом в песне.
Вокално-хоровая
работапение
закрытым ртом.
Вокализ
в
музыкальном
произведении.
Работа
над
певческим
дыханием,
расширением
диапазона.
Цепное дыхание.
Упражнения для
раскрепощения
голосового
аппарата
(по
Емельянову)
Работа
над
фразировкой
и

1

1

0,3

1

1

0,3

1

1

1

0,3

0,7

Анализ
прослушивания
Анализ
прослушивания
Анализ выполнения
практических
упражнений

Анализ
прослушиваний
Анализ
концертноисполнительской
деятельности
Класс - концерт

Взаимоанализ
прослушанных
произведений
Просмотр
музыкальных клипов.

1

Анализ
прослушивания

0,7

Наблюдение
исполнением

1

Анализ
прослушивания

0,7

Анализ выполнения и
применения
практических
упражнений

1

Анализ
прослушивания

за

30

31

звуковедением.
Устойчивое
1
интонирование.
Движение
под
музыку.
Работа
над 1
дикцией
и
динамикой.

Работа
над 1
характером
в
музыкальном
произведении
ИТОГО
34
32

1

Класс - концерт

1

Анализ выполнения и
применения
практических
упражнений
Защита
проекта
«Любимая песня»

0,4

0,6

9

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».